ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Вакансии

УНИВЕРСИТЕТ

Новости - Конференция МИДО

Карсеко А.Е., Павлович Н.Е. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

УДК 004:378.147

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Карсеко А.Е., Павлович Н.Е.

МИДО БНТУ, БГПУ им. М. Танка, г. Минск, Республика Беларусь, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Доклад посвящен вопросам применения информационных технологий (ИТ) в процессе обучения специалистов в сфере экономики, а также коррекционной педагогики и специальной психологии. Изучены современные тенденции развития ИТ, определены области и перспективы их использования в целях повышения эффективности образовательного процесса.

В современных условиях ограниченности сырьевых ресурсов особое значение приобретают знания. В связи с этим информационные технологии (ИТ) становятся жизненно важным инструментом развития мировой экономики. Они дают возможность более эффективно и творчески решать многие экономические, социальные и иные проблемы. Ни одна перспективная система образования не может игнорировать существующие тенденции и ориентироваться только на преподавателя и печатные дидактические материалы как единственный источник информации. Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению информационных ресурсов в учебный процесс. Это позволяет совершенствовать методы обучения и способы приобретения знаний и умений, готовить конкурентоспособных специалистов.

Большинство выдвигаемых предложений по оптимизации современного образовательного процесса связано с применением информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку они обладают огромными дидактическими возможностями и, как следствие, являются эффективным средством повышения качества образования в целом. Кроме того, умение пользоваться компьютерными и иными современными технологиями является на сегодняшний день пусть не достаточным, но необходимым условием трудоустройства выпускника по полученной в вузе специальности и специализации.

Тем не менее, если при подготовке специалистов технического профиля после освоения курса спецдисциплин проходит обучение применению соответствующих ИТ по изучаемому направлению, то при подготовке специалистов гуманитарного профиля очень часто ИТ в обучении используют исключительно в процессе преподавания дисциплин, связанных с основами применения информационных и коммуникационных технологий.

Так, например, при подготовке специалистов экономического профиля отмечается общая тенденция уменьшения количества лабораторных занятий, на которых студенты могли получить навыки моделирования экономических систем, применения экономико-математических методов с целью обоснования принятия управленческих решений, навыки работы с современными АСУ, что повышало их конкурентоспособность на рынке труда. Подобная тенденция не соответствует требованиям и запросам сегодняшних работодателей к специалистам экономического профиля, которые очень часто ограничены умением пользоваться одной или несколькими компьютерными программами и базами данных делового и домашнего назначения (например, «1С:Предприятие»).

Более активное применение ИТ в образовательном процессе позволяет, помимо прочего, полнее и точнее информировать об изучаемом объекте или явлении, расширить арсенал приемов, прмименяемых в процессе получения знаний, значительно повысить качество образовательных услуг, предоставляемых отечественными вузами, в целом.

Так, например, использование интернета как средства обучения в вузе дает следующие преимущества:

 Интернет обеспечивает параллельное с профессиональной деятельностью обучение;

 Люди, страдающие физическими недугами, которые не позволяют им посещать занятия, пенсионеры и инвалиды больше не отлучены от образования;

 Студенты, живущие в отдалении от учебного заведения, могут получить любую информацию через интернет;

 Интернет обеспечивает более объективную оценку при дистанционном образовании или контроле знаний on-line за счет использования регистрационных номеров (без указания ФИО), что гарантирует непредвзятость оценки;

 Модульность и вариативность: возможность формирования учебных планов с учетом индивидуальных или групповых потребностей обучающихся;

 Интернет обеспечивает возможность использования большого количества источников информации, а также всемирный охват аудитории (в случае отсутствия языковых и иных барьеров);

 Эффективное использование учебного времени;

 Интернет способствует развитию самостоятельности, самодисциплины, ответственности;

 Лёгкость обновления информации, широкие возможности по архивированию и хранению старого материала;

 Возможность задания необходимого тона в самом начале курса; тщательно и детально спланировать деятельность студентов; четкая постановка задач и целей обучения;

 Использование интернета позволяет облегчить доступ к мировым достижениям на рынке образовательных услуг и пр.

Важным направлением применения ИТ является процесс подготовки педагогических кадров в сфере спецобразования. Применение специализированных информационных технологий при работе с детьми с особенностями психофизического развития позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Более того, для многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития компьютерные технологии являются единственным и уникальным средством, способным обеспечить взаимодействие и общение с окружающим миром.

На современном этапе развития теории и практики коррекционной педагогики и специальной психологии бесспорна необходимость подготовки специалистов, компетентных в области применения компьютерных технологий изучения и обучения детей с особенностями психофизического развития. С внедрением компьютерных технологий в специальное образование дефектологи связывают перспективы роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию и уровня достижений, расширение сфер трудовой деятельности лиц с особенностями психофизического развития. Компетентный специалист должен не только применять ИТ при изучении и обучении детей с особенностями психофизического развития, но и уметь самостоятельно разрабатывать специализированные компьютерные программы с целью оптимизации образовательного процесса.

Преимущества использования компьютерных средств обучения заключается в том, что учебные программы могут разрабатываться с учетом индивидуальных нужд и потребностей каждой из категорий лиц с особенностями психофизического развития. Так, для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применение мембранной клавиатуры с повышенной чувствительностью, клавиатуры с увеличенными клавишами, специальных пальцевых датчиков. Для людей с нарушением слуха разработаны специальные компьютерные технологии, позволяющие визуализировать звуковую информацию. Для людей с нарушением зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация (так называемый «Экранный чтец»).

Использование компьютерных технологий в специальном образовании связано с решением нескольких задач: коррекция нарушений развития ребёнка и формирование навыков использования компьютера, что повышает конкурентоспособность лиц с особенностями психофизического развития на рынке труда.

Сферы использования информационных технологий условно можно разделить на:

1) компенсаторную сферу (компенсация нарушений функций организма и оптимизация процесса получения знаний учащимися);

2) дидактическую сферу (оптимизация коррекционно-педагогического процесса, стимулирование появления новых технологий обучения учащихся с особенностями психофизического развития);

3) коммуникативную сферу (облегчение процесса коммуникации, содействие реализации индивидуальных способностей и расширению социальных связей).

Компьютерное моделирование обеспечивает продуктивность экспериментирования, необходимую для формирования полноценной системы умственных действий и понятий, является занимательным для детей, обеспечивает освоение ребенком модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы как основы для освоения межличностной коммуникации.

Компьютерные технологии позволяют учителю-дефектологу творчески подходить к планированию и проведению занятий, подбирать задания различных уровней и оказывать различную степень помощи с учетом возрастных, речевых, физических и интеллектуальных возможностей каждого учащегося.

Таким образом, применение ИТ – это перспективное направление в современном специальном образовании, которое приводит к оптимизации процесса и результата коррекционного обучения. Компьютерные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития. Повсеместная компьютеризация специального образования открывает новые, еще не исследованные варианты обучения детей с особенностями психофизического развития, которые связаны с уникальными возможностями электроники и телекоммуникаций. Эффективное применение ИТ при работе с детьми с особенностями психофизического развития невозможно без использования соответствующих технологий в процессе обучения будущих дефектологов.