ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Вакансии

УНИВЕРСИТЕТ

Новости - Конференция МИДО

Янковский И.Н., Безлюдько А.В., Ильющенко Д.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ НА ВОЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

 

УДК 621.431

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ НА ВОЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

Янковский И.Н., Безлюдько А.В., Ильющенко Д.Н.

Белорусский национальный технический университет,

Минск, Республика Беларусь, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Подготовка танкистов-офицеров запаса началась в далекие 30-е годы прошлого века на военной кафедре при Белорусском политехническом институте. За длительный период существования военная кафедра постоянно развивалась и, в 2003 году, была реорганизована в военно-технический факультет. Сегодня факультет является структурным подразделением Белорусского национального технического университета и проводит подготовку кадров по «техническим» специальностям военного профиля для Вооруженных Сил Республики Беларусь и других государств.

Проведенный анализ подготовки специалистов на факультете показал, что при изложении учебного материала специальных дисциплин, направленных на изучение общего устройства вооружения и техники, возникает ряд сложностей:

– запись в конспект устройства агрегатов и узлов,

– не возможность конспектирования принципов работы агрегатов, узлов и систем

– недостаточная подготовленность курсантов (младших курсов) при работе с технической и конструкторской документацией.

Известно [1], что одним из методических приемов, который способствует наилучшему представлению информации, ее усвоению и развитию мышления обучаемых, является использование на занятиях опорных конспектов. Работа с опорными конспектами способствует представлению всего объема изучаемого материала материала и настраивают обучаемых на сосредоточенную работу на занятиях. У них развиваются память, логическое, аналитическое, пространственное мышление, достигается высокая степень усвоения материала [1].

Разработанные еще во времена СССР опорные конспекты по специальным дисциплинам не могут быть использованы в настоящее время, поскольку они морально устарели, не в полном объеме раскрывают объем учебного материала дисциплины, а также не отвечают требованиям современных образовательных стандартов.

Одной из первых дисциплин на кафедре «Бронетанковое вооружение и техника», по которой была начата разработка опорного конспекта – «Устройство и эксплуатация бронетанкового вооружения». Выбор данной дисциплины был не случаен, поскольку на ее базе основаны дисциплины в последующем преподаваемые на кафедре.

Основной задачей, которая стояла перед преподавателями при разработке опорного конспекта, – это изложить учебный материал так, чтобы на основе логических связей он стал доступен обучаемым и отложился в их долговременной памяти у обучаемого. Так же, необходимо было добиться, что бы на основе опорного конспекта можно было организовать различные формы учебной работы с использованием литературы, электронных учебных программ, наглядных пособий, а также материальной базы кафедры. На рисунке 1 представлена взаимосвязь опорного конспекта с учебным материалом, используемым при проведении занятий. Как видно из рисунка 1, одним из элементов, который должен быть взаимосвязан с опорным конспектом – это методическая разработка преподавателя, поскольку порядок изложения и объем учебного материала, рассматриваемого на занятии, а также даваемого непосредственно под запись обучаемым должен быть строго определен. Четкое определение объема данного материала и является наиболее сложной задачей для преподавателя, поскольку он уже заблаговременно должен определить, что и каким образом будет использовано на том или ином занятии.

Рисунок 1 – Взаимосвязь опорного конспекта с учебно-методическим материалом занятия.

Фрагменты опорного конспекта, разработанного на кафедре «Бронетанковое вооружение и техника» представлены на рисунке 2. Как видно из рисунка 2, конспект выполнен в виде концентрированной и предельно формализованной форме, при этом в нем отражены изучаемые элементы (узлы, агрегаты, системы) в наглядном легко воспринимаемом виде. В тоже время, в процессе занятия обеспечивается эффект визуального восприятия изучаемой информации, исключается «сплошное письмо», а обучаемый лишь отражает необходимые пояснения и записи. Необходимо отметить, что материал, представленный в конспекте, соответствует материалу, который преподаватель использует во время занятий (электронная обучающая программа, плакаты, презентация). На рисунке 3 представлен внешний вид электронной обучающей программы и фрагмент опорного конспекта. Как видно из рисунка, в электронной программе и опорном конспекте представлен один и тот же узел, однако электронной программе сосредоточены основные данные по устройству изучаемого узла. В результате, обучаемому остается лишь отметить их у себя в конспекте. Так же аналогичный материал может быть представлен и на плакатах.

Рисунок 2 – Внешний вид опорного конспекта

Использование взаимосвязанных между собой наглядных учебных средств (электронных программ, плакатов) и опорного конспекта значительно облегчает подготовку обучаемого при самостоятельной работе, даже в случае его отсутствия на занятиях (по болезни, наряд и другим причинам). При этом исключается «зубрежка» учебного материала и систематизируется подготовка к каждому последующему занятию.

Порядок изложения учебного материала в опорном конспекте полностью соответствует учебной программе по дисциплине.

Использование опорного конспекта на занятиях позволяет изучать ту или иную тему крупными блоками (темами, разделами), сокращая время на усвоение. В итоге появилась возможным проводить занятия с большим практическим уклоном (практическое применение полученных знаний). При этом преподаватель дает обучающимся предварительные задания по составлению опорного конспекта к отдельной теме, что приучает к самостоятельной и смысловой работе обучаемых с литературой и другими источниками. Полученные учащимися умения работать с опорным конспектом востребуются в последующей практической деятельности выпускника.

Рисунок 3 – Внешний вид электронной обучающей программы (а) и фрагмент опорного конспекта (б)

Разработанный опорный конспект на кафедре «Бронетанковое вооружение и техника» позволил значительно увеличить время на практическую составляющую занятий (за счет сокращения времени на конспектирование материала); задействовать все виды памяти у обучаемых при проведении занятия и как следствие, – повысить качество подготовки курсанта.

Литература:

1. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981. 200 с.

2. Самородский, П.С. Методика профессионального обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / П.С. Самородский; под ред. В.Д.Симоненко. - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 90 с.

3. Шаталов, В.Ф. Учить всех, учить каждого [Текст] / В.Ф. Шаталов // Педагогический поиск. - М., 1987. - С. 159-167.

4. Энциклопедия профессионального образования [Текст]: В 3 т. / Под ред. С.Я.Батышева. - М.: РАО; Ассоц. «Проф. образование», 1999. - Т.1. - 586 с.; Т.2. - 440 с.; Т. 3. - 488 с.