ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Вакансии

УНИВЕРСИТЕТ

Новости - Конференция МИДО

Шибалко В.В., Казакевич В.А. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИНСТРУМЕНТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

 

УДК 378.014(072.8)

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ИНСТРУМЕНТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Шибалко В.В., Казакевич В.А.

МИДО БНТУ, Минск, Беларусь.

Одной из важнейших особенностей современного мира стало глобальное развитие информационных технологий. Информационные потоки выходят за рамки национальных границ и интегрируются в мировое информационное пространство, как результат совершенствования информационно-коммуникационных систем и способов их использования. В условиях глобализации и становления нового международного информационного порядка знания и информация становятся одним из стратегических ресурсов социально-экономического, технологического и культурного развития государства и общества. Развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) несет с собой кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности людей, становятся важным фактором функционирования мировых рынков информации и знаний.

Имеющим доступ к информационно-коммуникационным технологиям открываются огромные возможности. Особенно эффективно их применение в целях получения образования. Все большее число людей, используя возможности ИКТ обучаются дистанционно, которое на сегодняшний день является одним из наиболее активно развивающихся направлений в мировой образовательной среде.

Дистанционное обучение (ДО) – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии, посредством электронных и традиционных коммуникаций. ДО обеспечивает использование таких технологий и технических средств, независимость процесса обучения от расположения обучаемого в пространстве и во времени, индивидуализацию обучения и большую самостоятельность обучаемого, реализацию принципа открытости и непрерывности образования, при которой взаимодействие обучающегося и учебного центра осуществляется независимо от места их нахождения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), в частности: кейс-технологий, телекоммуникационных систем, электронной почты, СД/ДVД средств, компьютерной связью и другими программно-технологическими ресурсами.

Кейс-технология – технология ДО, основанная на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиозвуковых и мультимедийных учебно-методических материалов для рассылки их обучающимся традиционным или дистанционным способом.

Телекоммуникационные системы базируются на использовании возможностей сети Internet – это телеинтернет, при котором обеспечивается трансляция учебных интернет web сайтов по существующим телевизионным каналам, это компьютерные телекоммуникации в режиме электронной почты, телеконференций, других информационных ресурсов локальной сети.

Электронная почта – информационная система, позволяющая накапливать, сохранять и доставлять потребителям электронные издания учебных материалов и других документов посредством ИКТ.

Телеконференции – способ интерактивного общения обучающегося с преподавателем, в основу которых положены телелекции, как онлайновые, так и записанные на видеокассету, а так же телемосты, теледискуссии, видеоконференции в режиме реального времени.

Еще одним способом организации ДО с использованием информационных средств является сетевая технология, при которой обеспечивается доступ обучающегося в электронные библиотеки, учебные программы, предоставляющих ему возможность эффективной самостоятельной работы в сочетании с использованием консультаций от обучаемого учреждения по современным каналам связи.

Перечисленные технологии и обучающие средства рассматриваются нами как основа дидактической системы дистанционного обучения, как «инструмент», позволяющий организовывать учебный процесс на высоко технологическом уровне. Такая сеть коммуникаций дает возможность создания систем непрерывного массового самообучения, позволяет доставлять учебные материалы к месту их потребления в удобное для потребителя время, в объеме и срезе его интересов, в комфортной для обучающегося условиях.

Основные преимущества такого образования – его массовость, мобильность, демократичность, дальнодействие, экономичность, гибкость учебных программ, возможность для обучаемого самостоятельно выбирать «траекторию и скорость» обучения, самому определять набор изучаемых дисциплин и самому варьировать графики их изучения, тем самым запуская механизм саморазвития, обеспечивая готовность личности к реализации собственной индивидуальности.

Применение технологий дистанционного обучения становится весьма эффективным при решении задач непрерывного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров предприятий, компаний, фирм и учреждений, так как позволяет:

- обучить значительно большее количество сотрудников, поскольку стоимость данной формы обучения существенно ниже чем стоимость очного обучения;

- снизить издержки на обучение – сотрудников не надо направлять в стационарные обучающие центры и нет необходимости затраты в этой связи, они занимаются без отрыва от производства на месте своей профессиональной деятельности или места жительства;

- повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.;

- создать единую образовательную среду, обеспечивающую постоянный рост уровня знаний сотрудников;

- повысить конкурентную устойчивость работодателя, его способность быстро перестраиваться в условиях изменяющегося рынка.

Во всем мире такая форма обучения вызывает все больший и больший интерес. Идеи и практика ДО получили широкое распространение в США, странах Европы. Система ДО активно развивается в России.

В Беларуси дистанционное обучение стало внедряться сравнительно недавно – всего последнее десятилетие. В действующем с 2000 года Международном институте дистанционного образования при Белорусском национальном техническом университете, ставшим «пионером» этого движения, созданы необходимые условия для обучения как додипломного, так и постдипломного, повышения квалификации и переподготовки кадров по 5-ти специальностям: «Программное обеспечение информационных технологий», «Информационные системы и технологии», «Автоматизированные системы обработки информации», «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятии».

Условием организации ДО здесь принят модульный принцип построения учебного процесса. Приоритетным стало внедрение информационных технологий, создание дистанционных курсов, учебно-методических комплексов, электронных учебных пособий, придается первостепенное значение научному, научно-методическому, техническому и кадровому обеспечиванию учебного процесса.

Практика деятельности института показала востребованность такой формы обучения. За указанный период прошли обучение более 500 человек, немногим более трети из них повысили квалификацию и прошли переподготовку. В текущем учебном году в институте обучается, повышают квалификацию и проходят переподготовку 1300 человек.

Тот незначительный опыт, накопленный нами, изученный по публикациям и воспринятый от личных контактов с организаторами дистанционного обучения, свидетельствует об эффективности и применимости такой технологии во всех формах образования.

1. Блинков Г.Н., Сатиков И.А., Шибалко В.В. Дистанционное обучение – важный инструмент повышения качества непрерывного образованиия. «Инструменты повышения качества непрерывного профессионального образования.» Материалы Международной научно-методической конференции (Минск, 28-29 мая 2013 г.) Минск БНТУ 2013. С-25-28.

2. Жук А.И., Концептуальные основы создания и развития дистанционного образования в Республике Беларусь / А.И. Жук и др. – Минск: БГУ, 2002.

3. Зайченко Т.П., Основы ДО: Теоритико-практический базис: Учеб. пособие – СпБ.; Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

4. Тавгень И.А., Дистанционное обучение. Опыт, проблемы, перспективы / И.А. Тавгень. Минск: БГУ, 2003.

5. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Е.С. Полат. – М., 2004.

6. Тестов В.А., Информационное общество: переход к новой парадигме образования / В.А. Тестов // Педагогика, 2012, - N4. – с. 3-10.