ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Вакансии

УНИВЕРСИТЕТ

Новости - Конференция МИДО

Соболенко И.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

УДК 237:4568[45-14]

 

Соболенко И.А.

Использование информационных технологий в преподавании экономических дисциплин

МИДО БНТУ, г.Минск, Республика Беларусь, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В статье рассматриваются основные аспекты применения информационных технологий в преподавании экономических дисциплин и значение информационных технологий в образовательном процессе высшей школы.

Процесс информатизации экономического образования является одним из направлений развития современной педагогической науки и практики. Новейшие информационные технологии находят все большее применение в образовательном процессе при преподавании различных дисциплин. Компьютеризация образования– реальность сегодняшнего дня. Побудительным мотивом использования ИТ технологий в преподавании экономических дисциплин явились следующие обстоятельства.

Во-первых, конец ХХ века ознаменовался фундаментальными цивилизационными изменениями, которые стали основой для развития информационного общества. Быстрыми темпами разрабатывались новые технологии приобретения знаний, навыков, умений, которые соответствовали науке, ценностям и отношениям в информационном обществе. В эпоху развития общества, основанного на информации, в процессе образования происходит переход от стандартизации и подражания к индивидуализации и дифференциации.

Во-вторых, изменения, происходящие в хозяйственной жизни общества, повышение уровня риска и неопределенности во всех сферах жизнедеятельности общества поставили перед участниками образовательного процесса (преподавателями и студентами) новые задачи. Начался поиск новой концепции оказания образовательных услуг, в том числе и экономических. В настоящее время ,с одной стороны, увеличивается разница между сложностью и новизной задач, с другой – приемами и методами их решения, выработанными в прошлом. Поэтому, в условиях быстрых изменений, связанных с ростом научного прогресса, перед студентами ставится задача научиться приобретать знания. Профессорско- преподавательский состав вузов должен постоянно вести информационный мониторинг изменения образовательных процессов, а также отслеживать новые литературные источники.

В-третьих, в нашем обществе возникла необходимость учета интересов современных студентов. По результатам социологических опросов нынешние студенты активно используют новейшие электронным носителям информации (телевидение, Интернет) по сравнению с традиционными бумажными носителями. Для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам студенты предпочитают получать информацию в более доступной и простой форме. Довольно часто студентам легче найти нужную информацию в Интернете, чем в библиотечных фондах. Большим плюсом при этом является существенная экономия времени, которого всегда не хватает студентам.

В-четвертых, преподавателям социально-гуманитарных дисциплин приходится решать сложную задачу компактности изучаемого материала при постоянно сокращаемом количестве часов.

Например, в процессе изучения экономических дисциплин растет число отраслевых узкопредметных дисциплин, набирает оборот плюрализм подходов, мнений различных ученых, школ и направлений. В этих условиях неоценимую помощь преподавателям оказывают информационные технологии в обучении. Это использование гипертекстов, ссылок (отсылок), анимации, аудио- и видеофрагментов.

Новые возможности применения информационных технологий в преподавании экономических дисциплин можно представить на примере курса «Экономика организации (предприятия) в следующем виде.

1. Разработка электронного курса с интерактивными гипертекстами, который может включать в себя файлы лекций, список литературы по изучаемым темам. Гипертекст позволяет быстро уяснить определения, а также наглядно проследить все смысловые связи набора понятий изучаемой темы. В книжных изданиях иногда приходится прочитать несколько глав для того, чтобы выделить основные смысловые элементы. На основе вышеуказанной технологии построены различные учебные программы на CD-Rom. В их состав могут быть включены несколько самостоятельных блоков, например, краткий конспект лекций, учебный материал в полном объеме, тесты с ответами, комментарии, деловая игра, словарь основных терминов, алфавитно-предметный указатель. Преподаватели и студенты при этом могут работать в удобном режиме и имеют возможность быстро и глубоко изучить представленный материал. Еще одним преимуществом применения ИТ в учебном процессе является то, что пользователь имеет возможность получить печатную копию всех интересующих его материалов.

2. Электронное тестирование может включать в себя вопросы по экономической дисциплине, которые можно разбить на темы. Например, по дисциплине «Экономика организации (предприятия) тесты могу выглядеть следующим образом:

Вопрос: Основу деятельности каждого предприятия составляет ... процесс.

А) обслуживающий;

Б) вспомогательный;

В) технологический;

Г) производственный.

Студенту предлагаются возможные варианты ответов, из которых правильным будет считаться один или несколько ответов. Тест размещается в электронной оболочке системы дистанционного образования, что позволяет студенту проходить тестирование в любое удобное для него время в рамках отведенного периода и любом месте, где есть выход в Интернет. Электронное тестирование можно считать достаточно эффективным способом контроля фактических знаний изученного материала, особенно, если на занятии присутствует большое количество студентов. Следует отметить, что в преподавании экономических дисциплин при помощи тестов можно проверить промежуточный результат усвоенной информации, но не видение студентом предмета курса в целом.

3. Использование в учебном процессе аудио/видеоконференций, E-Learning (электронное обучение), online Learning (онлайн-обучение), интернет-конференции, интернет-трансляции. Эти технологии используются в режиме реального времени и позволяют студентам консультироваться с преподавателями, где-бы они не находились. Также при помощи ИТ дистанционно студенты могут проходить тесты, сдавать зачеты и экзамены .

4. Использование программы PowerPoint для мультимедийных презентаций материала лекций. Текст на слайдах не должен повторять слово в слово то, что произносит лектор. Лучше всего студентами воспринимаются краткие положения, сопровождаемые картинками, таблицами, схемами, формулами и т.п. Студент видит на доске основные тезисы, а лектор комментирует и дает дополнительную информацию. Презентации целесообразно разместить и в электронном пособии по экономике, чтобы студенты могли воспользоваться этим материалом в любое удобное для них время.

Данный комплекс электронных материалов по экономическим дисциплинам делает курс более интенсивным и интересным для студентов. Таким образом, использование современных ИТ в преподавании экономических дисциплин позволяет совместить получение студентом требуемых знаний и выработку навыков обучения. Это позволяет повысить качество не только обучения, но и качественный уровень подготовки преподавателей.

Роль информационных технологий стремительно повышается во всех сферах общественной жизнедеятельности, поэтому возникает потребность в увеличении наиболее передовых и эффективных программно-технологических образовательных решений. Однако сдерживающими факторами остаются недостаточные финансовые возможности многих высших учебных заведений и трудности в перестройке их организационных, образовательных и экономических процессов. Согласно статистических данных Белстата [1, с.93 ] на начало 2012-2013 учебного года обеспеченность учреждений высшего образования

персональными компьютерами по областям Республики Беларусь и г. Минску выглядела следующим образом.

Таблица 1 - Обеспеченность учреждений высшего образования персональными компьютерами по областям и г. Минску (на начало 2012/13 учебного года)

Число персональных компьютеров, которые используются в образовательном процессе – всего единиц Из них имеют доступ к сети Интернет Число персональных компьютеров, приходящихся на одно учреждение. единиц Численность студентов, получающих образование в дневной форме, приходящихся на один персональный компьютер, человек
Республика Беларусь 26 855 19 945 497 8
Области:
Брестская 1 516 1 450 379 11
Витебская 2 712 1 527 542 8
Гомельская 2 365 1 492 338 10
Гродненская 1 636 1 381 545 10
г. Минск 16 374 12 540 546 7
Могилевская 2 250 1 554 450 7

 

Наиболее обеспечен компьютерами г. Минск – 16 374 единицы. Это объясняется тем, что в столице сосредоточено большинство вузов Республики Беларусь. По количеству студентов дневной формы обучения, приходящихся на один персональный компьютер – 7 человек, лидируют г.Минск и Могилевская область.

В международном сравнении рейтинг Республики Беларусь по индексу развития информационно-коммуникационных технологий [1, с.94] за период 2008-2011 гг. можно представить в таблице 2.

Таблица 2 - Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Название страны 2011 2010 2008
Рейтинг Индекс Рейтинг Индекс Рейтинг Индекс
Республика Беларусь 46 5,57 52 5,01 58 3,93
Республика Корея 1 8,56 1 8,40 1 7,80
Швеция 2 8,34 2 8,23 2 7,53
Эстония 24 6,81 33 6,16 28 5,81
Россия 38 6,00 47 5,38 49 4,42
Украина 67 4,40 62 4,34 59 3,83

 

Следует заметить, что из 65 исследуемых стран мира в 2011 году Республика Беларусь занимала 46 место. Из постсоветских стран рейтинг ИКТ выше только у России – 38 и Эстонии- 24.

Передовые компьютерные технологии являются средством, позволяющим существенно расширить творческий потенциал, повысить производительность в самом широком смысле слова и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Студент приобретает умение учиться сам. Происходит качественный скачок в осмысление знаний в новом ракурсе, появляется новое видение известных фактов и явлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Информационное общество в Республике Беларусь. Статистический сборник Национального статистического комитета Республики Беларусь. Мн., 2013, с.93-94.

2. Информационные технологии в экономике и управлении / под ред. В. В. Трофимова. – М.: Юрайт, 2011. – 478 с.

3. Косиненко, Н. С. Информационные системы и технологии в экономике : учеб. пособие / Н. С. Косиненко, И. Г. Фризен. – М. : Дашков и К, 2012. – 304 с.

4. Резник, С. Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности : учеб. пособие / С. Д. Резник, О. А. Вдовина; под ред. С. Д. Резника. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 361 с.