ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Вакансии

УНИВЕРСИТЕТ

Новости - Конференция МИДО

Сидоров В.А. МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССОВ СМК И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

УДК 378.1

 

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССОВ СМК И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Сидоров В.А.

Республиканский институт инновационных технологий БНТУ, Минск, Беларусь, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Использование информационных технологий в управлении вузом в современных условиях развития рынка образовательных услуг в сфере высшего образования является большим потенциалом в управлении вузом и может послужить основным конкурентным преимуществом. При информатизации вуза необходимо произвести анализ влияний информационных технологий на происходящие в нем процессы, что можно сделать на основе моделирования деятельности образовательного учреждения. Анализ существующих подходов к построению моделей управления вузом [1-3],позволил определить следующие условия построения модели эффективного управления вузом на основе информационных технологий: 1. Наличие единой информационной среды вуза. 2. Наличие процессной модели, описывающей основные виды деятельности вуза.3. Наличие системы менеджмента качества построенной на основе международного стандарта СТБ ISO 9001:2009.

В основу разработки модели управления вузом на основе информационных технологий положен процессный подход к управлению вузом и процессная модель СМК вуза, которая очень четко позволила проанализировать жизненный цикл предоставляемых образовательных услуг и упростила поиск мест установки контрольных точек. Воспользовавшись укрупнением происходящих процессов вуза, разработаем модель управления вузом на основе информационных технологий (Рис. 1).

Представленная модель отражает влияние информационных технологий на процесс управления вузом. В центре схемы находится упрощенная процессная модель СМК в вузе. Входными данными для процесса образовательная деятельность являются требования потребителей к статусу института, стоимости обучения, имиджу, инфраструктуре, квалификации профессорско-преподавательского состава, территориальному положению, обеспеченностью базой практики и стажировки, последующему трудоустройству выпускников, адаптивности вуза к внешним и внутренним изменениям, к направлениям подготовки, к содержанию образовательных программ, научно-исследовательской деятельности и т.д. Основным результатом образовательной деятельности является компетентный выпускник.

Ресурсами необходимыми для реализации образовательного процесса являются профессорско-преподавательский персонал (ППС), материально-техническая база (МТБ), программное обеспечение, информационное обеспечение, финансовое обеспечение.

На основные, управленческие и поддерживающие процессы жизненного цикла

предоставления образовательных услуг влияет информатизация. Причем информатизация в некоторых случаях может представлять собой автоматизацию деятельности, а в некоторых случаях применением информационных технологий.

К основным направлениям управленческой деятельности вуза относится информатизация управленческих процессов, которая предполагает автоматизацию процессов целеполагания, применение различных экспертных систем анализирующих большое количество информации, с целью отслеживания скрытых тенденций и негативных сдвигов в деятельности и показателях вуза.

Рисунок 1 - Модель управления вузом на основе информационных технологий

В рамках применения системы менеджмента качества сертифицированной на основе стандарта СТБ ISO 9001:2009 в каждом процессе обязательно присутствуют средства мониторинга, которые необходимо анализировать и интерпретировать, причем если вуз достаточно большой, то при анализе подобных данных вручную возникают сложности с их избыточностью и оптимальностью использования рабочего времени управляющего персонала. При автоматизации данной деятельности рутинные этапы обработки данных автоматизируются, а руководству предоставляются объективные готовые обобщенные результаты для принятия административных решений.

К этому же направлению относится и применение электронного документооборота в вузе, который занимается автоматизацией деятельности всех основных подразделений вуза, в том числе и административных. Целью информатизации управленческой деятельности является повышение качества принятия управленческих решений, а значит и повышение эффективности на основе автоматизированного анализа всех показателей структурных подразделений вуза.

Следующим направлением информатизации является автоматизация основных этапов жизненного цикла образовательной услуги. Здесь также возможно использование нескольких видов деятельности в рамках информатизации – автоматизация деятельности основных структурных подразделений с помощью системы электронного документооборота и применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в рамках процессов образовательной деятельности. Комплексное применение ИКТ можно рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах: применение информационных технологий в образовательных процессах и изучение элементов информационных технологий для профессиональной деятельности [4].

Рисунок 2 - Применение компьютерных технологий в рамках процессов образовательной деятельности

Последним направлением информатизации является информатизация поддерживающих процессов. К таким процессам относится, например, управление персоналом, управление закупками, управление инфраструктурой и производственной средой, информационно-библиотечное обеспечение, формирование положительного имиджа института и редакционно-издательская деятельность. Данные процессы достаточно специфичны и в некоторой мере самодостаточны. Их поддержкой пользуются все процессы жизненного цикла образовательной деятельности.

Следует обратить внимание на то, что все указанные направления информатизации действуют в раках Единой информационной среды вуза, что позволяет добиться единообразного решения проблем в рамках информатизации, применения единых технологических решений и в целом существенно повысить результативность информатизации.

Указанная модель при дальнейшей детализации может быть основой реинжиниринга и на ее основе можно формировать стратегию информатизации вуза, оптимизировать работу структурных подразделений, определить потенциальные возможности внедрения информационных технологий и повысить эффективность деятельности вуза в целом, что будет служить основой для повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барышников, Ю.Н. Модели управления персоналом: зарубежный опыт и возможности его использования в России [Текст] : учеб.-метод. пособие / Ю.Н. Барышников. – М. : РАТС, 1998.

2. Беляков, С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления [Текст] / С.А. Беляков. – М. : МАКС Пресс, 2009.

3. Уварова, Т.Г. Трансформация управления ВУЗом на принципах менеджмента знаний. [Электронный ресурс] / Т.Г Уварова // Проблемы современной экономики. – 2007. – № 4(24). – С. 349-352. – Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=23212. – 14.04.2013

4. В. Г. Лупачёв, С. К. Павлюк. В.А. Сидоров «Технологии изложения лекционного материала»: методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки кадров / Минск, БНТУ, 2012.- 84 с.