ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Вакансии

УНИВЕРСИТЕТ

Новости - Конференция МИДО

Семашко Ю.В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

УДК 33:004.92 (07)

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Семашко Ю.В.

БНТУ, Минск, Беларусь, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В современном мире стремительно развивается процесс информатизации общества, информационные технологии используются практически во всех сферах жизни современного человека. Их правильное использование позволяет людям овладевать новыми знаниями, быстро получать информацию, добиваться успеха в выбранных ими профессиях.

Сегодня трудно представить человека, не имеющего или не умеющего использовать компьютер, Internet, другие информационные средства в обычной жизни или учебе. Необходимо согласиться с тем, что студент XXI века значительно отличается от студента века XX. Это проявляется в восприятии знаний, их поиске, обработке информации. Все большее количество студентов полагают, что классический процесс обучения, включающий в себя очное присутствие на лекционных и практических занятиях, самостоятельное выполнение курсовых, лабораторных работ может быть заменен самообразованием, полученным с помощью Internet сети. Это не всегда является положительным моментом, т.к. в большинстве случаев нарушается системность получения знаний, отсутствует разборчивость при подготовке материала, что приводит к его поверхностному восприятию и мгновенному «стиранию» из памяти после получения контрольной оценки.

Таким образом, перед преподавателем ставится сложная задача: с одной стороны вернуть интерес студентов к получению системных знаний, с другой стороны – найти более приемлемый способ их подачи. Внедрение информационной культуры в студенческую среду – задача не только преподавателей информатики, но и преподавателей – предметников, которые должны заинтересовать студента, стимулировать его желание учиться, предоставив ему всю возможную информацию по предмету. Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволят управлять этим процессом.

В преподавании экономических дисциплин использование информационных технологий позволяет систематизировать данные, создавать понятные и наглядные схемы, таблицы и графики. Благодаря использованию возможностей информационных компьютерных технологий формируется познавательный интерес к изучаемому объекту, возникает яркий эмоциональный образ, личностное отношение к полученному материалу, снимается конфликт между традиционными и новыми источниками информации. Интерактивные возможности используемых программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку преподавателя.

Анализируя возможности использования информационных технологий, следует выделить пять направлений интеграции информационных средств в экономические дисциплины:

• использование компьютера в качестве моделирующей среды в деловых играх;

• компьютер как инструмент решения экономических задач, обработки статистической информации;

• компьютер как источник информации, средство выхода в Internet;

• использование компьютера для оформления и представления выступлений, рефератов и курсовых проектов;

• обзорное изучение компьютерных программ для бизнеса и эффективной деятельности предприятий (1С: Предприятие и др.).

Во всем мире давно признано, что наиболее эффективными являются активные формы обучения. Определенное место среди них занимает метод деловых компьютерных игр. Суть этого метода заключается в управлении экономическим объектом, деятельность которого имитирует компьютер. Используя деловую компьютерную игру, с одной стороны, студент получает своеобразный интерактивный учебник по управлению, финансам, бухгалтерскому учету и аудиту с огромным количеством примеров, порождаемых действиями самих игроков, а с другой стороны, тренажер для освоения наиболее современных методов планирования и управления различными ситуациями, возникающими на предприятиях. Деловая компьютерная игра – это прекрасный инструмент для высших учебных заведений, где ведется подготовка и переподготовка руководящего состава предприятий, бухгалтеров, экономистов, финансовых менеджеров. С помощью этого инструмента теоретические знания, полученные студентом в аудитории, могут быть с успехом применены на практике – в рамках смоделированных деловой игрой ситуаций.

Использование компьютера как инструмента для решения экономических задач, обработки статистической информации — это плюс управления. Однако без наличия исходной информации управлять невозможно. Самый надёжный источник информации о состоянии дел — информационный учёт. Поэтому учётная информатика — основная часть любого вида прикладной информатики в экономическом вузе. Возможно, что практическая направленность обучения — одна из причин экономических успехов Китая, в экономических вузах которого нет информатики как единой дисциплины. Тем не менее, есть виды информатики — учётная, финансовая, налоговая и др. Они изучаются специалистами разных профилей и отличаются областью экономики и способом её компьютеризации.

Большие возможности для организации самостоятельной исследовательской, поисковой деятельности учащихся предоставляет использование сети Internet в учебном процессе. Характер использования Internet - ресурсов при изучении дисциплины определяется составом материалов, размещенных на различных сайтах. Некоторые из них могут быть использованы непосредственно в учебное время, некоторые предоставляют материал для самостоятельной работы при выполнении домашних заданий и разного рода исследовательских работ. Работа с сайтами интересна студентам (сайты содержат теоретический материал, видеофрагменты, фотографии, портреты, библиографические списки и т.д.), а значит, усиливается мотивация к обучению, в индивидуальном темпе проходит усвоение новой информации, студент овладевает лекционным материалом, имеет возможность для самоподготовки.

Использование информационных технологий требует перехода от прямого метода преподавания к проектному. А это означает, что от преподавателя требуется научная и методическая работа, прежде чем он предложит выполнение проекта студенту. Проектно-ориентированное обучение – это самостоятельная исследовательская работа, в результате которой будущий специалист создает новый продукт, программу, модель и т.д. При использовании этого метода преподаватель выступает как консультант, а студент - как активный исследователь. Для повышения эффективности учебного процесса используется индивидуальная работа студентов в виде буклетов, информационных бюллетеней, презентаций.

По данным ЮНЕСКО, при слуховом восприятии закрепляется 15 % языковой информации, при зрительном – 25 % визуальной информации. Одновременное использование слуха и зрения увеличивает процент запоминания информации до 65 %. Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава будущее успешного применения современных информационных технологий в образовании. Поэтому мультимедийные технологии в учебном заведении должны стать как способом оптимизации учебного процесса, так и объектом для изучения, для того, чтобы будущий специалист мог оптимально их использовать.

Главной задачей интеграции информационных технологий и экономических дисциплин является совмещение тем базовых курсов информатики и экономики. Решение этой задачи может проводиться в несколько этапов.

• Построение изучения базового материала по экономике с максимальным использованием тем по информатике.

• Обеспечить взаимодействие студента с компьютером не только в рамках использования запрограммированной разработчиком обучающей системы, а передать это взаимодействие в ведение самих обучаемых, что позволит им самостоятельно представлять и выражать свои знания. В этом случае результатом успешного взаимодействия может стать собственный проект студентов. Таким образом, студенты выступают в роли разработчиков, используя компьютер в качестве инструмента экономического познания, получения доступа к информации, интерпретации и организации своих собственных знаний и демонстрации полученных результатов другим студентам в ходе практических занятий.

• Планирование занятий и их проведение с применением разработанных проектов. Методическое обоснование проведения данных уроков преподавателем-предметником, т.к. только в таком случае внимание студентов полностью концентрируется на темах и проблемах смежной дисциплины.

Необходимо отметить, что положительными моментом использования информационных технологий в процессе изучения экономических дисциплин является повышение качества образования за счет:

• предоставления всей базы лекционного материала к практическим занятиям;

• возможности выбора более подходящего метода усвоения дисциплины;

• регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;

• развития самоконтроля;

• доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам мирового уровня;

• поддержки активных методов обучения;

• образной наглядной формы представления изучаемого материала;

• модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии.

Однако нельзя отрицать, что информатизация учебного процесса имеет также ряд отрицательных последствий:

• психобиологические, влияющие на физическое и психологическое состояние учащегося, и, в том числе, формирующие мировоззрение, чуждое национальным интересам страны;

• культурные, угрожающие самобытности студентов;

• социально-экономические, создающие неравные возможности получения качественного образования;

• этические и правовые, приводящие к бесконтрольному копированию и использованию чужой интеллектуальной собственности.

Однако существуют и актуальные проблемы организации обучения с использованием информационных технологий, т.к. эффективность их использования зависит от преподавателей. Они должны владеть современными педагогическими и информационными технологиями, психологически быть готовыми к работе со студентами в новой учебно-познавательной сетевой среде.

Вторая проблема - инфраструктура информационного обеспечения студента в сетях, а также условия доступа к курсам дистанционного обучения. Особое внимание должно уделяться вопросу организации и проведению оценки знаний учащихся, использующих электронные данные.

Третья проблема заключается в создании единого информационно-образовательного пространства, куда необходимо включить различные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, разнообразные базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, методические объединения.

Для наиболее эффективной подготовки будущих специалистов с применением телекоммуникационных и Internet - технологий необходимо создать модель информационно-образовательной среды.

Такая модель позволит на новом уровне осуществлять профессиональную подготовку, повысить мотивацию студентов, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, будет являться условием достижения нового качества экономического образования.