ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Вакансии

УНИВЕРСИТЕТ

Новости - Конференция МИДО

Немов И.А., Зыбин О.Л. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

 

УДК 621.9.048.7

 

ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Немов И.А., Зыбин О.Л.

Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Важнейшим требованием к военным учебным заведениям на современном этапе строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь (далее – ВС РБ) является повышение качества обучения и воспитания, подготовка для ВС РБ высокопрофессиональных офицерских кадров, способных эффективно решать сложные проблемы обеспечения национальной безопасности, военного строительства, развития вооружения и поддержания боеготовности войск.

Условия военной службы, характеризующиеся высоким уровнем ответственности, ограниченным временем для принятия решения, предъявляют особые требования к офицерам, способным самостоятельно принимать решения, осваивать новое вооружение и технику грамотно ее эксплуатировать, разрабатывать и внедрять рациональные методы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта.

В практике деятельности военных вузов в подготовке будущих офицеров пока еще преобладает традиционный подход, при котором обучение носит преимущественно репродуктивный характер и ориентирует обучающихся, главным образом, на решение типовых профессиональных задач.

В результате этого способность самостоятельно принимать решения в процессе обучения в достаточной мере не формируется.

Во многом это обусловлено тем, что формирование профессиональных компетенций происходит стихийно, и не все преподаватели четко осознают необходимость формирования у курсантов не только предметных знаний и умений, но и профессионально значимых качеств, профессиональной компетентности будущего офицера.

Профессиональные знания – это результат познания фактов, явлений профессиональной деятельности, их связей, свойств и отношений. Каждый курсант должен обладать высокой готовностью к немедленному и правильному использованию своих знаний при выполнении задач профессиональной деятельности. Совокупность, качество профессиональных знаний должны отвечать его будущей специальности, функциональным обязанностям.

Успех профессиональной деятельности офицера зависит от навыков.

Навык – это совершенное владение действием, автоматизированный компонент сознательной деятельности. Чем больше навыков, тем успешнее выполняется работа. Офицер в совершенстве обладающий навыками, имеет возможность сосредоточиться на главном, проявить творчество в своей деятельности, выполнить ее с большими количественными и качественными показателями.

Навык ярче проявляется в повторяющихся условиях, умение же позволяет человеку творчески использовать навыки в новой обстановке. В отличие от навыка умение предполагает четкий самоконтроль, активность сознания, овладение обобщенными способами выполнения разных задач.

Формирование умения требует сознательных упражнений по применению знаний и навыков в постепенно усложняемой обстановке, систематического сочетания теоретической и практической подготовки курсантов. Профессиональные знания, навыки, умения должны составить систему, охватывающую важнейшие стороны профессиональной деятельности. В данном случае следует говорить о компетентностном подходе.

Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, т.е. способности действовать в различных практических ситуациях.

Профессиональная деятельность офицера, как и любого специалиста, предусматривает знание разнообразных наук и включает в себя различные виды профессиональной деятельности. Следовательно, проблема повышения качества профессиональной подготовки курсантов, будущих офицеров, состоит в том, чтобы выявить основополагающий вид их профессиональной деятельности, определяющий подготовку курсанта в целом. Таким видом является техническая деятельность, как вид профессиональной деятельности офицера.

Средствами достижения этих целей выступают не просто знания, умения и навыки, а такие понятия как компетентность и компетенция.

Эти требования обусловливают необходимость усиленного внимания к технической подготовке. Нацеливать на развитие у курсантов профессионально значимых качеств, главным из которых является умение самостоятельно принимать единственно верные в каждой конкретной ситуации решения.

Военное образование в Республике Беларусь основывается на компетентностном подходе и его использовании при оценке качества подготовки будущих военных специалистов, решении проблем, связанных с определением способов формирования не знаний, умений в отдельности, а компетенций, обеспечивающих решение военно-профессиональных задач.

Как механизм осуществления цели на сегодняшний день, является качественное обучение, которое подразумевает не просто накопление знаний, а развитие современного мышления, формирование умений и навыков, способности применять полученные знания в служебной деятельности.

Основополагающая идея состоит в том, что бы повысить качество изложения учебного материала курсантам, т.е. обеспечить качество обучения. Целевая ориентация военного образования в целом направлена на конечный результат – выполнение стандартов специальностей и формирование на их основе у курсантов таких качеств военных специалистов, как широта профессионального кругозора в сочетании с его глубиной, профессиональная адаптация и мобильность, способность к постоянному саморазвитию и самообразованию, способность к гибкому мышлению.

Усвоение знаний и способов деятельности, а также развитие умений и навыков есть суть процесса обучения. Следовательно, развивая и совершенствуя процесс обучения, повышая его эффективность, можно добиваться более высоких результатов реализации поставленных целей.

Ведущая роль в данном механизме принадлежит курсанту, с помощью и под руководством преподавателя, который организует данный процесс и управляет им.

Учитывая вышесказанное, можно рассматривать способ организации учебного процесса и определять усвоение учебного материала, как процесс и результат овладения, в ходе которого курсанты воспринимают, осознают, запоминают учебный материал и применяют его для решения стандартных и нестандартных проблем в процессе обучения.

Учебный материал представляет собой объективную информацию, которая в результате дидактической обработки подготовлена к усвоению.

Усвоение знаний и способов деятельности, а также развитие умений и навыков есть суть процесса обучения.

Большинство проводимых исследований рассматривают усвоение знаний, а не учебного материала.

Анализируя различные подходы к усвоению, и учитывая, что знание как процесс и как результат характеризуется обязательным наличием субъекта в отличие от информации, считаем, что с процессуальной точки зрения, следует говорить об усвоении учебного материала: объективная информация преобразуется в субъективную, в усвоенный учебный материал, т.е. становится знанием, как личностным достоянием курсанта.

Результатом выступает качество усвоения учебного материала, с одной стороны, и более эффективно организованный процесс усвоения учебного материала.

Таким образом, качество усвоения учебного материала объединяет в себе свойства (способы) усвоения и организацию учебного процесса.

Период обучения в военном вузе является очень важным для становления личности, поскольку в возрасте 18–22 лет происходят глубокие социальные и психофизиологические изменения. В этот период проходит становление характера и интеллекта, интенсивного формирования системы взглядов, внутренней позиции личности.

За время обучения в военном вузе у курсантов происходит преобразование всей системы ценностных ориентаций личности.

Одновременно активизируется ценностно-ориентационная деятельность, связанная с познанием собственных качеств и усвоением новых знаний, происходит переоценка своих качеств и отношений с людьми, следовательно, в этот период идет активный процесс развития будущего офицера.

Все это требует поставить в центр внимания механизмы влияния на мотивацию учебы, сознание и поведение обучающихся, разработку эффективной педагогической технологии воспитания курсантов в ходе учебного процесса.

Эти задачи могут быть решены при применении новых и уже известных технологий обучения, способных стимулировать творческое мышление обучающихся.

Однако, важно педагогически умело использовать новые технологии, где каждый метод, каждое средство находит своё место и приносит максимальный эффект.