ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Вакансии

УНИВЕРСИТЕТ

Новости - Конференция МИДО

Микульчик С.Ю. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

УДК 378

 

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Микульчик С.Ю.

БНТУ, г.Минск, Республика Беларусь, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript )

В докладе отражается информация о применении инновационного метода преподавания с использованием мультимедийной системы – интерактивной доски. Описываются достоинства и недостатки интерактивной доски в учебном процессе, особенности применения инновационных методов обучения.

This article contains information on the use of innovative teaching methods with the use of multimedia system – interactive board. Describes the advantages and disadvantages of interactive whiteboards in the education process, particularly the use of innovative teaching methods.

Образование и раздел мирового рынка, компьютеризация рыночных отношений, возможность мгновенного доступа и получения исчерпывающей информации приводят к динамическому поиску разнообразия и предложение инноваций.

Научнотехнический прогресс и динамика внешней среды заставляют современные предприятия превращаться во все более сложные системы, для которых необходимы профессиональные специалисты.

В настоящее время на современном этапе развития нашего общества возросла

социальная потребность в нестандартно мыслящих творческих личностях. Потребность в творческой активности специалиста и развитом мышлении, в умении конструировать,

оценивать, рационализировать технику.

Решение этих проблем во многом зависит от содержания и технологии обучения будущих специалистов в системе высшего образования, а в частности преподавания технических дисциплин. Применение инновационных технологий в технических дисциплинах позволяет отобрать нужное содержание и средства обучения в соответствии с программой, современными требованиями производства и выбранной специальности.

Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающего целостность и законченность его восприятия слушателями. Однако лекция приучает к пассивному восприятию изучаемого материала.

Последние достижения техники привносят значительные изменения в понимание роли и способов использования информационнокоммуникационных технологий, которые необходимо применять для успешного вовлечения молодежи в учебный процесс и для эффективного, реально полезного расширения интереса к изучаемой дисциплине. Новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активнодеятельностные формы обучения.

Информатизация образования ассоциируется с пирамидой, основанием которой служат новые электронные образовательные продукты. Рынок профессиональных электронных образовательных ресурсов широк и разнообразен, поэтому для повышения эффективности профессионального образования важно создать такие психологопедагогические условия, в которых обучаемый заявит о себе как субъект учебной деятельности.

Формирование информационнотехнологических знаний и умений на занятиях способствует использование в процессе обучения мультимедийных инструментальных систем, технология которых включает синкретическое обучение, т.е. одновременно зрительного и слухового восприятия материала.

Создание электронного обучающего мультимедийного ресурса в технических дисциплинах значительно увеличивает скорость и качество усвоения материала, существенно усиливает практическую направленность в целом и повышает качество образования.

При проведении лекционных занятий по техническим дисциплинам, для повышения интереса и усвоения нового материала, используется инновационный метод преподавания с использованием мультимедийной системы – интерактивной доски (ИД).

Достаточно только прикоснуться к поверхности интерактивной доски, чтобы начать работу на компьютере. ИД реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность. Самое удачное решение для преподавателя – программа SmartNotebook, сопровождающая ИД Smart.

Достоинства программы SmartNotebook:

1) удобна для предварительной подготовки материалов (информационного ряда), который будет использован преподавателем на ИД;

2) обладает богатыми техническими возможностями;

3) имеет дружественный, простой и удобный русскоязычный интерфейс;

4) является и сценой, на которой подготовленный материал будет транслироваться и «жить»;

5) материалы, подготовленные в этой программе, можно использовать на любой ИД;

6) в ее состав входит обширная коллекция готовых объектов (интерактивных элементов, фонов и т.д.), которая постоянно обновляется (ее можно пополнять и собственными коллекциями);

7) она никак не «привязана» к компьютеру, соединенному с ИД (ее можно установить на любом ПК, в том числе и домашнем);

8) программа и элементы ее сопровождения бесплатны и доступны на сайте производителя;

9) имеется уже достаточно большое количество материалов методического характера, посвященных использованию именно этой программы (в том числе, в нашем сообществе).

Применение ИД при проведении лекционных и практических занятий:

1) как обычная доска (текущие записи обучающего и обучаемого) – это замена обычной работы в аудитории (электронной ручкой или специальными водяными маркерами);

2) как демонстрационный экран (показ слайдов, фильмов);

3) компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов (представление на ИД модели: математической, информационноописательной, наглядной, адекватно оригиналу);

4) как интерактивный инструмент – это продуманная заранее работа с заготовленной в цифровом виде информацией (с использованием общепринятого или специализированного программного обеспечения), характеризуется незамедлительной обратной связью между пользователем и программным средством, с которым взаимодействует пользователь при помощи ИД.

Перед обучающим, который использует интерактивную доску профессионально, стоят последовательно следующие задачи:

1) найти и установить на свой ПК программу SmartNotebook;

2) научиться (технически!) работать в среде этой программы за компьютером;

3) освоить практические приемы работы с программой, находясь непосредственно у доски;

4) научиться технически изобретательно и методически грамотно применять полученные умения и навыки при подготовке и проведении занятия.

Интерактивная доска  мощное дорогостоящее техническое оборудование, которое является средством обучения. И именно поэтому необходимо чётко определиться в том, какие дидактические функции ИД на данном этапе обучения будет выполнять и какова степень достижения поставленной преподавателем цели.

Перечислю дидактические требования при подготовке к занятию с использованием интерактивных средств обучения:

1) проанализировать цели занятия, содержание и логику изучения материала;

2) выделить главные элементы, которые должны быть усвоены обучаемым;

3) установить, на каком этапе, и для какой цели необходимо использование средств обучения;

4) отобрать оптимальные средства обучения;

5) определить методы и приемы, с помощью которых будет обеспечена познавательная деятельность обучаемого;

6) сформулировать и подготовить задания.

Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, – управление, проектирование, исследование.

Необходимость применения инновационных методов обучения обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство, технологический процесс только вербальными средствами или с помощью мела и доски.

Технические средства обучения позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации.

При рациональном использовании современных технических средств обучения улучшаются условия труда как обучающего, так и обучаемого, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время.

Главное средство передачи учебной информации – зрительный, звуковой или звукозрительный образы, предельно реалистично моделирующие объект, явление и процесс.

Применение ТСО в технических дисциплинах интенсифицирует передачу информации, расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, организует поисковую деятельность обучаемого, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.

Преимущества ТСО в технических дисциплинах:

1) оказывают сильное эмоциональное воздействие;

2) позволяют показать процесс или явление в его развитии, динамике;

3) вызывают многообразные ощущения (мир звуков и красок);

4) обеспечивают высокий эмоциональный тонус, и, как правило, повышенную работоспособность;

5) снижают затраты необходимого времени обучающего.

Необходимо помнить, что сверхсовременные ТСО не обеспечат необходимого эффекта, если они будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и разработки дидактических материалов, с нарушением эргономических и психологопедагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения.

Разработка методического обеспечения – смысл работы преподавателя по превращению аудиовизуальных средств в мощный инструмент, направленный на достижение целей обучения.

Дидактические требования по подготовке занятия с использованием современных технических средств обучения:

1) проанализировать цели занятия, его содержание и логику изучения материала;

2) выделить главные элементы, которые должны быть усвоены обучаемым;

3) установить, на каком этапе, и для какой цели необходимо использование технических средств обучения;

4) отобрать оптимальные технические средства обучения;

5) определить методы и приемы, с помощью которых будет обеспечена познавательная деятельность обучаемых, сформулировать задания.

Обслуживание и обеспечение ТСО в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования является одной из важных задач, которая должна быть успешно решена в высших учебных учреждениях и в учебных заведениях дополнительного образования взрослых.

Степень применения ТСО зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов слушателей, формы занятий, возможностей самого преподавателя, наличие технических средств, программнометодического обеспечения.

Современные компьютеры позволяют достигать самых разнообразных дидактических целей – с их помощью можно организовать демонстрацию изучаемого предмета, явления или процесса, проверить знания слушателей с помощью теста, смоделировать работу какоголибо устройства в разных состояниях (в том числе аварийных) и др.

Современные перспективы использования ТСО, например их сочетание с компьютерами и микропроцессорной аппаратурой, создают условия для накопления и хранения значительных массивов учебной информации, оперативного её применения, для выработки новых форм общения обучающийобучаемый, а также для самостоятельной работы слушателей.

Инновационные методы обучения способствуют качественной подготовке специалистов, которые способны широко применять полученные знания на предприятиях.

Использование инновационных, информационных и бизнестехнологий уже сегодня может привести к повышению доходности бизнеса предприятий, а в будущем станет необходимым условием их успешного функционирования и победы в конкурентной борьбе.

Список литературы

1. Гузеев, В.В Образовательная технология XXI века деятельность ценности успех В.В. Гузеев А.Н. Дахин Н.В Кульбеда Н.В. Новожилова – М. Центр "Педагогический поиск," 2004. – 96 с.

2. Жук, А.И. Система повышения квалификации как фактор реформирования образования / А.И.Жук / / Народная асвета. – 2006.  №1. – С.411.