ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Вакансии

УНИВЕРСИТЕТ

Новости - Конференция МИДО

Мещерякова А.А. , Костевич А.И. ОПИСАНИЕ ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗЦА СИСТЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТ-НОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ

 

УДК [378.146:004.9]

 

ОПИСАНИЕ ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗЦА СИСТЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТ-НОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ

Мещерякова А.А. , Костевич А.И.

Академия управления при Президенте Республики Беларусь, г.Минск, Республика Беларусь, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В статье описывается Система компетентностного развития молодежи предназначенная для информационного обеспечения поддержки образовательного процесса с целью повышения уровня и качества образования на основе компетнтностного подхода.

Система компетентностного развития молодежи предназначена для организации ее подготовки к эффективной профессиональной деятельности в сфере управления и привле-чению к активному участию в государственном строительстве.

Основными задачами системы компетентностного развития являются:

­ информационное обеспечение компетентностного развития молодежи;

­ обеспечение открытости, доступности и достоверности предоставляемых в си-стеме информационных ресурсов;

­ организация и управление образовательным процессом по ключевым управ-ленческим компетенциям;

­ создание информационной среды для организации открытого доступа к инно-вационным проектам, разработанным студентами и слушателями Академии управления;

­ создание базы данных перспективного кадрового резерва;

­ обеспечение возможности интеграции с другими информационно-образовательными системами Республики Беларусь.

В соответствии с СТБ 2105-2012 экспериментальный образец системы компетент-ностного развития молодежи удовлетворяет следующим требованиям программно-аппаратных решений информационных систем [1]:

доступность, достоверность, полнота и своевременность предоставления ин-формации;

конфиденциальность – обеспечение разграничения доступа к информацион-ным ресурсам информационной системы в пределах предоставленных пользователям пол-номочий;

открытость – возможность интегрирования с другими информационными си-стемами;

масштабируемость – возможность дальнейшего расширения функциональных возможностей информационной системы путем добавления в ее состав новых компонентов;

защищенность – обеспечение сохранности и целостности информационных ресурсов, входящих в состав информационной системы.

Экспериментальный образец системы компетентностного развития имеет модульную структуру и допускает возможность развития и модернизации её частей.

В число основных компонентов входит:

 

  • информационно-образовательная среда;
  • подсистема управления сервисом и администрирования;
  • база данных перспективного кадрового резерва.

 

Взаимодействие пользователей и системы представлено на функциональной схеме (рисунок 1)

Рисунок 1 – Функциональная схема взаимодействия пользователей и системы компетентностного развития молодежи

Информационно-образовательная среда системы компетентностного развития молоде-жи разработана на основе LMS MOODLE.

Главная страница разработанной системы компетентностного развития молодежи представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Главная страница системы компетентностного развития молодежи

На главной странице системы компетентностного развития молодежи расположены следующие блоки:

­ Блок «Вход» - авторизация зарегистрированных пользователей с целью изуче-ния курсов, участия в форумах, семинарах и различных мероприятиях, гостевой вход. Авто-ризация позволяет работать с профилем пользователя, права доступа к страницам системы определяются и назначаются администратором в соответствии с поставленными задачами.

­ Блок «Моя панель инструментов» – обеспечивает быстрый доступ к профилю пользователя, календарю событий, личным файлам и обмену сообщениями.

­ Блок «Мои курсы» – обеспечивает быстрый доступ к курсам, на которые заре-гистрирован пользователь.

­ Блок «Основное меню» – содержит ссылки на актуальные ресурсы системы:

1) новости сайта – обзор актуальных событий, предстоящих мероприятий

2) полезные ссылки – каталог информационных Интернет-ресурсов;

3) информационное обеспечение представлено с целью обеспечение доступа пользователей с помощью информационных технологий к учебному и учебно-методическому потенциалу, накопленному как на различных сайтах русскоязычного интер-нета, так и в Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Информационное обеспечение представляет собой каталог (базу данных), который позволяет пользователям искать записи из совокупности представленной информации. Структура записей определена следующим образом:

 

  • наименование ресурса;
  • краткое описание ресурса;
  • адрес.

 

В базе данных включен автосвязывающий фильтр, то есть любая запись базы данных автоматически связана в системе со встречающимся одинаковым словом и/или фразой.

Информационное обеспечение включает:

 

  • электронные каталоги библиотек;
  • электронные библиотеки;
  • открытые образовательные ресурсы;
  • электронные образовательные ресурсы Академии управления;
  • научно-популярные периодические издания;
  • справочно-библиографические издания.

 

5) проектная деятельность – каталог проектов учеников, студентов и слушателей. Среди основных направлений проектной деятельности представлены следующие:

 

  • Беларусь на карте мира;
  • Школа лидера;
  • Клуб «Здоровый образ жизни»;
  • Общественная юридическая приемная;
  • Клуб «Чтобы помнили...».

 

6) контакты – информация для связи.

­ Блок «Навигация» – предназначен для быстрого и эффективного перемещения по страницам (ресурсам) информационно-образовательной среды.

­ Интерактивные ресурсы – расположены на главной странице системы и пред-назначены для отражения актуальных вопросов по различным тематикам. Используются с целью активизации внимания на проблемных вопросах и наиболее актуальных аспектах.

Интерактивные ресурсы предлагают ознакомиться с актуальной информацией по сле-дующим темам:

­ «Выбор профессии» – в ресурсе представлена информация по выбору профес-сии, критерии выбора будущей профессии;

­ «Информационная безопасность» – в ресурсе представлена статистика по ис-пользованию Интернет ресурсов молодежью в Республике Беларусь, даны рекомендации по безопасному пребыванию пользователей в сети Интернет.

Также на главной странице представлена информация о системе, перспективном кад-ровой резерве и социологические исследования.

Информация о системе содержит электронную книгу, которая знакомит пользователя с назначением Системы компетентностного развития молодежи, раскрывает основную цель и задачи, решаемые системой.

Информация о перспективном кадровом резерве – содержит описание организацион-но-методической работы с перспективным кадровым резервом, осуществляемой в Академии управления.

Социологические исследования знакомят пользователей с результатами исследований, которые проводятся в Академии управления среди молодежи, кроме этого пользователи мо-гут принять участие в опросах после авторизации.

Информационно-образовательная среда системы компетентностного развития молоде-жи имеет следующие разделы:

 

  • подготовка;
  • переподготовка;
  • повышение квалификации;
  • самообразование;
  • стажировка;
  • школьная академия управления.

 

Раздел «Подготовка» – позволяет ознакомиться с перечнем специальностей и инфор-мацией об учреждениях образования, обеспечивающих подготовку управленческих кадров I и II ступени высшего образования, включенных в реестр Учебно-методического объедине-ния по образованию в области управления (рисунок 3).

Рисунок 3 – Раздел «Подготовка»

Раздел «Переподготовка» – позволяет ознакомиться с перечнем специальностей и ин-формацией об учреждениях образования, обеспечивающих переподготовку управленческих кадров, включенных в реестр Учебно-методического объединения по образованию в области управления.

Раздел «Повышение квалификации» представлен курсом «Развитие управленческих компетенций молодежи», целью которого является формирование у молодежи устойчивого интереса к деятельности в интересах государства, готовности взять на себя ответственность и проявлять инициативу.

Раздел «Самообразование» представлен курсами по формированию и развитию ключе-вых управленческих компетенций на практико-ориентированной основе. В структуру каж-дого курса (рисунок 4) входит: основной материал, который представлен электронным об-разовательным ресурсом (ЭОР), и контрольные задания (компетентностная карта, ролевая игра, оценка деятельности, инновационный проект); контрольное тестирование. Кроме этого в состав курса включен дополнительный материал для углубления знаний по выбран-ной компетенции.

Каждый курс самообразования содержит: консультационный форум, в котором можно получить он-лайн консультацию по проблемным вопросам; общие сведения о курсе, содер-жащие рекомендации по изучению компетенции; программу курса.

Рисунок 4. – Структура курса

С помощью ЭОР решаются основные задачи по обеспечению компьютерной поддерж-ки следующих этапов учебной деятельности:

­ объяснение учебного материала,

­ закрепление и повторение учебного материала;

­ организация самостоятельной познавательной деятельности;

­ диагностика и коррекция пробелов в знаниях;

­ промежуточный контроль.

Для того чтобы оценить практические навыки и применение их в управленческой дея-тельности, слушателями выполняются практические задания.

Раздел «Стажировка» – включает перечень учреждений, предоставляющих площадку для стажировки студентов и слушателей Академии управления;

Раздел «Школьная академия управления» – раздел дополнительного образования детей и молодежи, разработанный с целью «выявления одаренной и талантливой молодежи, со-здание условий для реализации ее интеллектуальных и творческих способностей, развитие коммуникативных навыков и лидерских способностей, формирование социально-личностных компетенций, активной гражданской позиции» [2].

Разработанная система компетентностного развития молодежи позволяет реализовать целостную и эффективную среду, которая учитывает все тенденции развития общества и современные требования к подготовке специалистов в области управления.

Литература

1. Информационные технологии. Интернет-сайты государственных органов и органи-заций. Требования: СТБ 2105-2012. – Введ.13.12.2012. – Минск: Госстандарт: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2012. – 6 с.

2. Положение о Школьной академии управления на базе ГУО «Средняя школа №61 г. Минска»: утв. Председателем комитета по образованию Мингорисполкома, ректором Ака-демии управления при Президенте Республики Беларусь 29.09.2014 – Минск, 2014. – 4с.