ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Вакансии

УНИВЕРСИТЕТ

Новости - Конференция МИДО

Кондратьева Т.Н., Тарасевич В.Л. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ СТРАХОВОГО РЫНКА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ СТРАХОВОГО РЫНКА ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

 

Кондратьева Т.Н. канд. экон. наук, БНТУ, г. Минск

Тарасевич В.Л. канд. техн. наук, БНТУ, г. Минск

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Реферат. В работе рассмотрены вопросы формирования общего рынка страховых услуг Евразийского экономического союза на новой технологической базе: интегрирован-ной информационной системе межгосударственного обмена данными и электронными до-кументами, предполагающей переход с бумажных носителей на электронные.

Актуальность работы обусловлена постепенным переходом бывших советских рес-публик к постиндустриальному этапу экономического развития и необходимостью их эф-фективного включения в мирохозяйственные связи. В условиях глобализации в качестве наиболее рационального механизма присоединения к международному экономическому со-обществу представляется интеграция этих стран, одним из исторических этапов которой стало подписание в 2014 году договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС)[1]. Институциональное и структурное формирование ЕАЭС, в части создания об-щего рынка страховых услуг, обеспеченных соответствующими информационно-коммуникационными технологиями является предметом данной работы.

Постановка задачи. При заключении договора об образовании ЕАЭС с учетом разли-чий в уровне экономического развития предусматривалось согласование проводимых соци-ально-экономических преобразований, создание условий для успешной реализации внешне-экономических отношений отдельных предприятий и пр.[1]. Как известно, постиндустри-альный этап развития экономики связан с переходом к принципиально новым технологиям в промышленности и доминирующем развитии сферы услуг. Причем последние должны иг-рать все большую роль и как самостоятельный сегмент национальной экономики, и как ин-фраструктурный элемент, обеспечивающий устойчивую позитивную социально-экономическую динамику. В этом смысле одним из реальных механизмов, позволяющих обеспечить устойчивое функционирование экономики страны, защиту имущественных ин-тересов институциональных единиц как на внутреннем рынке, так и при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а также граждан, является страхование. Это выявило объективную необходимость развития страховых отношений в рамках ЕАЭС с учетом раз-ного уровня и различной динамики формирования локальных страховых рынков. Для со-здания и эффективного функционирования общего рынка страховых услуг интеграционно-го объединения следует проанализировать тенденции развития, институциональные и структурные характеристики международной страховой индустрии.

Анализ развития страховых отношений в международной экономике. Значитель-ный рост объемов международной торговли, расширение международного движения капи-тала и трудовых ресурсов стали причиной интернационализации страховых отношений в целях обеспечения защиты имущественных интересов субъектов внешнеэкономической дея-тельности. Страхование, являясь одной из важнейших составляющих финансовой системы государства, не может исключаться из процесса глобальной экономической интеграции. Большую остроту вопросу финансово-правового регулирования в сфере страхования прида-ет тот факт, что глобализация деятельности в сфере страхования охватывает все без исклю-чения национальные страховые системы. Это способствовало формированию институтов страхового рынка при образовании различных региональных интеграционных экономиче-ских объединений, например, объединений страховщиков. Таким образом, начала склады-ваться инфраструктура страховой индустрии во всемирном масштабе.

В настоящее время ведущую роль в международной страховой индустрии играет Все-мирная Федерация Страховых ассоциаций (GFIA), которая была учреждена 9 октября 2012 года [2]. Она включает 32 ассоциации, представляющие 88% мировой страховой отрасли. GFIA — некоммерческая организация, созданная в целях представления интересов нацио-нальных и региональных страховых ассоциаций, работающих в сфере страхования жизни, здоровья, общего страхования, а также перестраховочных компаний на уровне националь-ных правительств и надзорных органов. В задачи GFIA также входит увеличение эффек-тивности взаимодействия с международными регуляторами, и развитие межнационального диалога по вопросам, представляющим взаимный интерес. Позиция GFIA формируется в результате консенсуса всех ее членов на генеральной ассамблее. Структура GFIA представ-лена рабочими группами по приоритетным вопросам мировой страховой индустрии: проти-водействие отмыванию денег/финансированию терроризма, Com Frame, корпоративное управление, финансовые слияния, страховые исследования, поведение на рынке, природные катастрофы, системный риск, налогообложение, торговля, которые подготавливают проекты решений для генеральной ассамблеи.

В рамках европейской экономической интеграции создание единого страхового рын-ка, целью которого является обеспечение свободы продвижения страховых услуг, капитала и страховых брокеров, формирование условий развития конкуренции и роста эффективно-сти работы страховых компаний, является одной из важных задач. Страхование в значи-тельной степени способствует росту и развитию европейской экономики – сборы страховых премий европейских страховых компаний составляют 1100 млрд евро; страховые компании создают около миллиона рабочих мест; общая сумма инвестиций страховых компаний в Ев-ропе составляет около 28% ВВП. Важнейшим координирующим институтом на европей-ском страховом рынке является «Европейское страхование» (Insurance Europe)– междуна-родная организация, основанная в 1953 году и объединяющая 34 национальные ассоциации страховщиков и перестраховщиков, на долю которых приходится около 95% от общего объ-ема страховых премий по Европе [2]. Высший орган – ежегодная Генеральная ассамблея. Главной задачей деятельности «Европейского страхования» является представление интере-сов и координация деятельности всех типов страховых и перестраховочных компаний. Наряду с этим организация решает следующие задачи: предоставление информации по во-просам теории и практики страхования; содействие научным исследованиям в области стра-хования и перестрахования; гармонизация национального законодательства стран-участниц; представление интересов национальных ассоциаций-членов в других международных орга-низациях. В рамках «Европейского страхования» работают следующие специализированные секции, отражающие основные направления взаимодействия страхования с общественными институтами и физическими лицами: страхования жизни; страхования "не жизни" — виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни; медицинского страхования; междуна-родных отношений и перестрахования; взаимного страхования; экономики и финансов; налогообложения; статистики; социальных отношений и образования.

Страхование как сегмент национальной экономики призван обеспечивать устойчи-вость и непрерывность ее функционирования и развития и поэтому относится к приоритет-ным направлениям национальной безопасности. Кроме того как составляющая финансового рынка страхование весьма чувствительно к управленческим аспектам деятельности и требу-ет постоянного мониторинга со стороны регуляторов рынка. Для национальных органов страхового надзора глобализация также породила необходимость создавать международные организации, обеспечивающие координацию действий по публично-правовому регулирова-нию деятельности в сфере страхования. К таким институтам относится Международная Ас-социация страховых надзорных организаций (IAIS),членом которой является Республика Бе-ларусь, а Россия - одним из учредителей. Она была образована в 1994 г как международный форум страховых надзоров стран-участниц для усиления официальных международных и личных контактов страховых надзоров и улучшения возможностей регуляторов по защите прав страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей. Для этого Ассоциация спо-собствует сотрудничеству страховых надзоров, создает необходимые условия для обмена мнениями или другой информацией, а также анализирует и распространяет статистические и аналитические данные. В рамках деятельности Ассоциации были выработаны стандарты, делающие транспарентными и единообразными требования к правовому регулированию финансовых отношений, имеющих место в сфере страхования. Актуальным является вопрос о придании таким стандартам статуса обязательных для стран-членов Ассоциации. Стандар-тизация и единообразие форм и методов страхового надзора, применяемых в различных странах, делает более прогнозируемым результат операций страховых компаний и оценку платежеспособности страховых компаний. IAIS - первая глобальная организация страховых надзоров, члены которой обязались регулярно обмениваться информацией о компаниях, ра-ботающих под их юрисдикцией, и о руководстве этих компаний. Наряду с членами- страхо-выми надзорами в работе Ассоциации могут принимать участие наблюдатели, к которым относятся международные, региональные, правительственные и государственные организа-ции, осуществляющие деятельность, связанную со страхованием или страховым надзором. Это расширяет сферу влияния организации и повышает эффективность ее работы.

В рамках ЕАЭС институциональной основой развития страховых отношений может стать по аналогии с Евразийским экономическим сообществом подписание странами-участницами Соглашения о сотрудничестве в области страхования в рамках Евразийского экономического союза (далее Соглашение) и Протокола о создании общего страхового рын-ка государств - членов Евразийского экономического союза (далее - Протокол) [3,4]. В Со-глашении в большей степени отражаются организационные аспекты развития страховых от-ношений в рамках союза Кроме того в Соглашении должно быть предусмотрено создание координирующего органа - Совета руководителей органов страхового надзора и регулиро-вания страховой деятельности при исполнительном органе ЕАЭС. В Протоколе как правило делается акцент на развитие экономических аспектов страховой деятельности в рамках сло-жившиеся макроэкономических условий стран-участниц для поэтапного развития общего страхового рынка с целью создания механизма общего страхового рынка, основанного на единых требованиях к порядку формирования уставного капитала страховщиков, а также к формированию страховых резервов, к определению платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков, общих подходов к осуществлению некоторых видов обяза-тельного страхования и др. То есть меры, предлагаемые в Протоколе, должны конкретизи-ровать программу развития страховых отношений в рамках ЕАЭС, предусматриваемых Со-глашением и направленных на повышение социально-экономической роли страхования как инфраструктурной составляющей постиндустриальной экономики на постсоветском про-странстве. При реализации положений таких документов во всех аспектах странами-участницами в регионе появится эффективный механизм защиты имущественных интересов юридических и физических лиц, обеспечивающий им компенсацию потерь и стабилизиру-ющий экономическую ситуацию.

Современный рынок страховых услуг связан с новейшими технологиями и прежде всего информационно-коммуникационными посредством Интернета. Интернет-страхование - это сегмент электронного финансового рынка, использующий Интернет-технологии для обеспечения виртуального общения клиента со страховой компанией (непосредственно че-рез ее сайт), с целью выбора нужного продукта страхования и в последующем текущего об-служивания и получения страхового возмещения от страховой организации.

Для обеспечения интернет-страхования в рамках ЕАЭС важным является инфраструк-турная составляющая отрасли, которая очевидно будет развиваться на базе интегрированной информационной системы межгосударственного обмена данными и электронными доку-ментами. Эта система разрабатывается в соответствии с Протоколом об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийско-го экономического союза (Приложение №3 к Договору о Евразийском экономическом сою-зе) [5]. Интегрированная система призвана обеспечить информационную безопасность в це-лях защиты национальных интересов Республики Беларусь и других государств-членов в мировом информационном пространстве, правового и безопасного использования инфор-мационных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества, в частности, в страхо-вании. Концептуально страны-члены ЕАЭС должны создать инфраструктуру трансгранич-ного пространства доверия и сервисов доверенной третьей стороны для обеспечения юри-дической значимости электронного документооборота [6]. Здесь предстоит проделать значи-тельный объем работы, связанный с проектированием самой системы информационного взаимодействия, с выработкой общих процессов Таможенного союза и Единого экономиче-ского пространства, планируемых к реализации в рамках создаваемой системы. Общий про-цесс в данном случае определяется как операции и процедуры, регламентированные (уста-новленные) правовыми актами Союза и законодательством государств-членов, которые начинаются на территории одного из государств - членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства – члена. Очевидно, что такая система должна проектиро-ваться на единых документах, регламентирующих процессы электронного обмена данными: стандартах, регламентах и правилах; форматах документов, сообщений, данных, определя-ющих интерфейсы. Важным элементом такой системы должны стать общие или объединен-ные информационные ресурсы, включающие как собственно системные ресурсы, так и от-раслевые ресурсы. В частности, для сферы страхования это должны быть базы данных по правовым аспектам, определяющим сущность страховых отношений и порядок взаимодей-ствия субъектов страховых отношений, базы данных страховщиков государств - членов, не-благонадежных страхователей и др.

Интернет-страхование в рамках ЕЭП будет иметь целый ряд преимуществ по сравне-нию с современной организацией процессов в этой сфере: экономия материальных и вре-менных ресурсов клиентов и страховых организаций, повышение качества услуг, снижение асимметрии информации на рынке, приводящее к снижению цены на услуги, увеличение валовых показателей отрасли, повышение надежности операций страхования. Переход на новые технологии порождает некоторые проблемы в развитии электронного бизнеса в обла-сти страхования, прежде всего связанные с нехваткой специалистов, разбирающихся в стра-ховании и информационных технологиях. Для решения данной проблемы страховым орга-низациям нужно дополнительно обучать своих специалистов технологиям электронной тор-говли [7]. В нашей стране уровень страховой культуры достаточно низок. Для решения дан-ной проблемы требуется повышать страховую культуру населения, для чего нужно вести в обществе разъяснительную работу. Это является задачей не одного дня, но в условиях рас-тущего числа Интернет пользователей –вполне выполнимой задачей.

Выводы. Таким образом, в настоящее время в международной страховой индустрии сложилась определенная институциональная среда, включающая национальные страховые рынки и их регуляторы, международные страховые рынки и международные ассоциации, играющие роль консультативных и информационно-аналитических центров для разработки единых подходов к развитию отрасли. В рамках ЕАЭС также должна быть создана институ-циональная база страхования как элемента инфраструктуры постиндустриальной экономики стран-участниц адекватная уровню их развития, функционирующая на базе интегрирован-ной информационной системы межгосударственного обмена данными и электронными до-кументами.

Список использованных источников

1 Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) от 29.05.2014 Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www. economy.gov.ru/minec/ about/.../agreement-eurasian-economic-union.

2. Рабочий визит представителей Всемирной Федерации Страховых ассоциаций в Рос-сию. Электронный ресурс. / ВСС. Режим доступа: http://www.insur-info.ru/pressr/46369/.

3. Соглашение о сотрудничестве в области страхования в рамках Евразийского эконо-мического сообщества от 27.04.2003 Электронный ресурс / Евразийское экономическое со-общество. Режим доступа: http://www.evrazes.com/docs/view/ 227.

4. Протокол о создании общего страхового рынка государств-членов ЕврАзЭС от 27.11.2009.- Электронный ресурс. / Евразийское экономическое сообщество. Режим доступа: http://www.evrazes.com/docs/view/226.

5. Протокол об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза.- Электронный ресурс. / Ре-жим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/ structure/depsng/agreement-eurasian-economic-un-ion?presentationtemplate=m_activityFormDoc&presentationtemplateid=239492004b74db87bf98bf77 bb90350d

6. Канаш, И. Проблемы обеспечения информационной безопасности и придания юри-дической силы электронным документам при межгосударственном информационном взаи-модействии.- Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.kzi.su/files/files /mat2014 /18%20kanash.pdf

7. Мартыненко, П.Г. Значение страховых отношений в современном информационном обществе.- Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.rae.ru/use/?section=content&op =show_article&article_id=7783809