ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Вакансии

УНИВЕРСИТЕТ

Новости - Конференция МИДО

Журавлева Е.Ю., Звягина А.Н., Зимонин И.Н. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

 

УДК 376.112.4

 

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Журавлева Е.Ю., Звягина А.Н., Зимонин И.Н.

Центр дистанционного образования ГБОУ ДПО ККИДППО, г. Краснодар, Россия, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Исторический процесс универсализации человечества, так называемая глобализация, затронул все сферы жизни и деятельности в направлении распространения массовой культуры, всеобщей социально-экономической взаимозависимости стран, интеграции систем образования. Во многих странах мира, в том числе и России, национальные системы образования претерпевают изменения, целью которых является формирование личности духовно и нравственно развитой с высокой степенью ответственности и способной к созиданию.

Содержание принципов государственной политики в сфере образования, сформулированных федеральным законом 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»: гуманистический характер образования; единство образовательного пространства на территории России; защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов страны; реализация инклюзивного образования и другие, - свидетельствуют о том, что образование – это, прежде всего, институт объединения нации. Образование существует как культура, основной задачей которой является приобщение человека к культурным ценностям, формирование духовности и человечности, создание образованного человека как культурного.

В нынешних социально-исторических условиях система образования расширяет возможности человека в познании действительности, в первую очередь, за счет внедрения дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение школьников в настоящее время является одним из приоритетных направлений развития и модернизации системы образования Краснодарского края.

Центр дистанционного образования Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования (далее по тексту - КЦДО) осуществляет комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности и качества образовательных услуг для учащихся на основе использования дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) [1, с.5-8]. В крае организованно обучение по пяти моделям обучения: МКШ (малокомплектная школа), БАЗОБРАЗ (базовое образование), ГИА+ЕГЭ (подготовка к ГИА и ЕГЭ), ПРОФИЛЬ (профильное обучение школьников), ДОДИ (дистанционное обучение детей-инвалидов). КЦДО, возглавивший эту работу, осуществляет свою деятельность по основным направлениям:

  • организация и сопровождение обучения детей-инвалидов на дому по программам общего образования с использованием ДОТ;
  • сопровождение обучения школьников с использованием ДОТ;
  • обучение детей-инвалидов на дому по программам дополнительного образования с использование ДОТ.

С 2009 года в Краснодарском крае сложилась практика организации обучения детей-инвалидов на дому по программам общего и дополнительного образования с использованием дистанционных технологий в информационно-образовательной среде «I-школа». Одной из особенностей региональной модели дистанционного образования стало создание сети 74 базовых школ из 44 муниципальных образований края во главе с КЦДО, объединяющих в единое образовательное пространство детей-инвалидов. В проект было включено 700 детей-инвалидов. За это время учащимися края были освоены более 185 курсов разной направленности. Главным достижением проекта мы считаем формирование сетевого сообщества детей-инвалидов, родителей (законных представителей), педагогов, позволяющего детям расширить круг общения, увидеть других ребят и педагогов, проявить себя в творчестве, показать себя как активных и инициативных, смело осваивающих виртуальное пространство, обретать полноценные знания.

В 2013-2014 учебном году основной целью деятельности КЦДО стало использование ресурсов информационно-образовательной среды «Телешкола» при реализации программ общего и дополнительного образования. Мониторинг активности использования данного образовательного ресурса показал высокую учебную активность обучаемых, удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством оказания образовательных услуг, рост сетевой активности детей-инвалидов во внеурочной деятельности. Убедительным критерием эффективности реализации системы дистанционного обучения в крае является рост числа выпускников 9 и 11 классов из числа детей-инвалидов, определивших в качестве формы государственной итоговой аттестации – ЕГЭ:

  • 2012 год – 0 из 27 детей-выпускников;
  • 2013 год – 33 ребенка из 72 выпускников;
  • 2014 год – 34 – из 106 выпускников.

Анализ результатов сдачи итоговой аттестации показал, что практически все выпускники 9 и 11 классов, обучаемые на дому с использованием ДОТ, получили положительные результаты. На 1 октября 2014 года зачислены в учреждения профессионального образования 79 выпускников, из них - 41 ребенок получает профессию с использованием ДОТ (для сравнения: в 2012 году – 27 человек, в 2013 – 72).

Методисты и педагоги КЦДО пребывают в поиске ответов на вопросы:

какие технологии позволят не просто увлечь обучающихся проектной или исследовательской деятельностью, но и помогут создать благоприятный морально-психологический климат внутри сетевого коллектива?

с помощью каких инструментов дистанционного образования можно развивать плодотворное межличностное взаимодействие с участниками сетевого образовательного сообщества?

как разобраться в многообразии предлагаемых педагогических технологий и осознать их дидактическую ценность?

Краснодарский КЦДО предлагает учащимся и педагогам большой спектр различных дистанционных образовательных технологий и сетевых активностей с целью развития плодотворного межличностного взаимодействия с участниками образовательного процесса.

Так, на виртуальной обучающей площадке Центра с детьми используется образовательный вебквест как проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Посредством педагогической технологии «квест» педагоги КЦДО организуют интерактивное игровое пространство с целью решения задач: познакомить участников с образовательными возможностями современных Интернет - технологий; сформировать навыки использования социальных сервисов и ресурсов в ходе внеурочной деятельности; способствовать развитию исследовательских творческих, проектировочных способностей, коммуникативной компетентности. В ходе игры с использованием вебквеста обучающиеся не только овладевают навыком использования новых информационно-коммуникационных технологий, а также решают образовательные задачи: поиск необходимой информации, оформление результатов деятельности, эффективное взаимодействие в сети, обсуждение результатов на форуме.

Психологи и методисты нашего Центра нашли возможность применения в образовательном процессе технологию, содержащую в себе искусство устного рассказа – сторителлинг (англ. - storytelling). Рассказывание историй в обучении незаменимая вещь, ведь в каждой из них скрыт глубокий педагогический посыл. Основной целью применения сторителлинга специалисты КЦДО считают, что, почувствовав себя героем истории, каждый ребенок сможет переложить полученную информацию на собственную жизнь. По результатам рассказывания обучающийся получает ответы на вопросы: Зачем? Ради чего рассказана история? Как поступать дальше? Сторителлинг – это хорошее мотивирующее дополнение к учебной информации, поданной в рационально-логической форме.

Педагоги дополнительного образования Центра разрабатывают авторские программы курсов, реализуемых с помощью дистанционных технологий, стремясь создать условия для развития творческой активности детей-инвалидов, при этом, совершенствуя и собственный профессиональный потенциал. На образовательной платформе КЦДО размещены 39 электронных курсов по разным направлениям, например: «Путешествие в сказку с английским» (автор – Д.В. Токарев); «Музыка вокруг нас» (автор – Л.Е. Желябина); «Живая кисточка» (разработчик – Н.И. Сафронова); «Математика и компьютер» (автор – А.В. Черномурова).

Курсы дополнительного образования, разработанные и разрабатываемые специалистами КЦДО, сформированы по направлениям: социально-педагогическое («По следам приключений вместе с английским» и др.); естественнонаучное («Занимательная этология» и др.); научно-техническое («В гостях у сказки с ПервоЛого», «Робототехника» и др.); художественно-эстетическое («Мелкая пластика», «Музыка от А до Я» и др.). Тематика образовательного контента Центра ориентирована, в первую очередь, на запросы обучающихся, их интересы.

В ходе краевого конкурса «Дистанционное образование – равные возможности» (2014г.) лучшими курсами были признаны «Волшебная ИЗОнить» (автор – М.В. Ханцев), «Первые шаги в робототехнике» (авторы – И.А.Середа и Р.А. Селедец), «На пути в мир профессий» (автор – В.В. Кравец), «Прекрасное рядом» (автор – И.В. Аксенова).

Для реализации целей, стоящих перед Центром в области дистанционного образования, необходимо поддерживать высокий уровень профессионализма сетевых педагогов. Традиционные формы повышения квалификации, не могут являться эффективными для системы современного образования. Без изменения форм обучения педагогических работников не удается передать новое содержание образования. Такое обучение должно строится по горизонтали, в плоскости, когда сами обучающиеся педагоги обмениваются опытом и повышают свою профессиональную компетенцию. Центр стал осваивать технологии сетевого тренинга (семинара, программа которого содержит блок из шести вебинаров, отражающих разнообразную тематику), по итогам которого сетевой педагог, успешно освоивший программу, получает сертификат о краткосрочном повышении квалификации; виртуальных семинаров по отдельным темам. Суть сетевых форм повышения квалификации не сводится только к проблеме обучения новым профессиональным инструментам, а приобретает характер современных технологий для разработки образовательного контента, позволяющих стать педагогу создателем нового знания и опыта.

Результаты деятельности Центра за пять своего существования были представлены в ходе работы педагогической лаборатории в рамках XIII образовательного форума «Создай себя сам», организованного Министерством образования и науки Краснодарского края в период с 30 октября по 2 ноября 2014 года. Организованные специалистами КЦДО мастер-классы – это опыт реализации дистанционных образовательных технологий, которые позволяют детям-инвалидам получать полноценное общее и дополнительное образование.

Необходимо осознавать, что информационные технологии, прежде всего, несут положительное и рациональное в жизнь ребенка; они приносят пользу не только в обучении, но и в организации познавательного досуга для ребят любого возраста и разных возможностей здоровья. «Образование через всю жизнь!» - это не лозунг, а свершившаяся реальность современного образования.

Литература

1. Региональный опыт реализации дистанционного образования краснодарского края: Сборник методических материалов/ Под общ.ред. Е.Ю. Журавлевой. – Краснодар: ККИДППО, 2014. – 74с.