ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Вакансии

УНИВЕРСИТЕТ

Новости - Конференция МИДО

Власова Д. А. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ

 

УДК 37.013

 

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ

Власова Д. А.

ЧУО «Барановичский экономико-юридический колледж», г. Барановичи, Беларусь,

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В настоящее время одной из проблем системы образования в условиях постоянно и быстро меняющихся условий мира, является проблема обучения одаренных студентов.

Актуальной задачей образовательного процесса является формирование творческой саморазвивающейся личности студента, готового не только осознанно и системно воспринимать и накапливать учебную информацию, но и самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их при решении нестандартных прикладных задач.

Для решения данной задачи необходима мобилизация ученых и педагогов по подготовке личности, способной интегрироваться в современный высокотехнологичный мир знаний и информации.

Одаренные учащиеся характеризуются рядом особенностей. Они с увлечением и самоотдачей выполняют работу, которая требует от них умственного напряжения в сфере их познавательных интересов. Сложность, проблемность учебного материала и учебной задачи привлекает их, тогда как уже освоенный материал вызывает скуку и нежелание заниматься повторением «пройденного». Учебные заведения охотно принимают одаренных выпускников, однако они не готовы предоставлять им такие образовательные программы, которые позволили бы развивать выдающиеся способности с учетом познавательных потребностей и уровня обученности.

Нацеленность на талантливых студентов предполагает разработку системы мер для оптимизации организационных условий образовательного процесса, что в свою очередь требует выявления отношений одаренных студентов к различным сторонам организации образовательной деятельности.

Таким образом, одаренный учащийся — это личность, склонная к нестандартным решениям, порой имеющая тенденцию к неуравновешенности. Работа с такими студентами требует атмосферы взаимоуважения, установления педагогического авторитета, поскольку они часто склонны к провокациям, критике (особенно если чувствуют себя компетентнее), и в то же время бережного отношения к самолюбию учащегося.

Именно поэтому возникает необходимость использования в практике обучения личностно ориентированного подхода.

Личностноориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, само строительства и само¬реализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Цель личностно ориентированного образования создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

• способность человека к выбору;

• умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;

• поиск смысла жизни, творчество;

• формирование образа «Я»;

• ответственность (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за всё»);

Применяя личностно ориентированное обучение можно создать психолого-педагогическое пространство, которое позволит повысить успешность обучения одаренного студента. Подобная учебная среда обеспечит на занятии такую обстановку, когда учащемуся сложно будет получить неудовлетворительную оценку и остаться разочарованным.

В личностноориентированном обучении учащийся сам исследует учебный материал, явление, а не следует только указаниям преподавателя. Прежде, чем обратиться к устоявшимся взглядам, принципам, теориям, пониманиям, которые приняты другими людьми, учащийся конструирует свои знания об исследуемом объекте или явлении. При этом он опирается на свой субъективный опыт, наблюдения, эксперименты, факты. Студент постоянно осмысливает свои действия и получаемые результаты, переопределяет цели работы, корректирует деятельность.

Основными принципами личностно ориентированного подхода, по определению доктора педагогических наук проф. И.С. Якиманской, являются:

• использование субъективного опыта учащегося;

• предоставление ему свободы выбора при выполнении задания;

• накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели, а как важного средства реализации творческого потенциала;

• обеспечение на занятии личностно значимого эмоционального контакта преподавателя и студента на основе сотрудничества, мотивация достижения успеха через анализ результата учебного труда и самого учебного процесса.

Особенностью личностноориентированного подхода является формирование у учащихся критического мышления.

Развитие критического мышления – образовательная деятельность, направленная на развитие у студентов разумного, рефлексивного мышления, способного выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Критическое мышление решает в обучении ряд задач: помогает обучаемому определить приоритеты; предполагает принятие индивидуальной ответственности; повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Работа в данном направлении способствует развитию у учащихся мышления высокого уровня, характеристики которого возможно представить в виде следующего рисунка:

Рисунок 1 – Характеристика мышления высокого уровня

Одним из эффективных методов развития критического мышления у одаренных студентов является применение метода проектов.

Он позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От учащегося требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Принципиальными положениями, существенными для использования метода проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе являются:

- самостоятельная индивидуальная или совместная деятельность учащихся в группах, работающих над проектом;

- умение пользоваться исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами совместной творческой деятельности; владение культурой общения в разных малых коллективах (умение спокойно выслушивать партнера, аргументировано высказывать свою точку зрения, помогать партнерам в возникающих по ходу работы трудностях, ориентируясь на общий, совместный результат).

Например, при изучении темы «Инфляция» на основе полученных ранее знаний учащиеся в группах отвечают на вопрос «Что является причинами возникновения инфляции?» и разрабатывают какие шаги для государства необходимо применить в качестве антиинфляционных мер. А для того, чтобы поднять интерес к изучаемой проблеме каждая микрогруппа представляет собой минипарламент, избирается правительство, которому парламент и передает свои предложения, а те в свою очередь вырабатывают окончательные меры по сокращению инфляции.

Итак, метод проектной деятельности всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве: решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей; развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления; работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия; существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.).

Оформление результатов проектной и исследовательской деятельности позволяет учащимся возможность познать себя, свой внутренний мир с разнообразною палитрою эмоций, ощущений и чувств.

Заслуживает внимания технология развития критического мышления и один из видов ее деятельности – интеллекткарта, которая является средством визуализации информации и применима при изучении всех дисциплин.

Систематическое проведение занятий с практической направленностью, включающие в себя практические ситуации для анализа (кейсы), необходимы для того, чтобы дать студентам ощущение реальности, применимости их теоретически знаний к анализу ситуаций, которые возникают на практике. Задания для практических ситуаций подбираются таким образом, чтобы дать студентам представление о разных сторонах проблемы. К каждой ситуации ставятся проблемные вопросы для того, чтобы глубже изучить рассматриваемую тему. За студентами остается свобода интерпретации материала. Если в конце обсуждения проблемной ситуации не будет найдено решение, дальнейшее исследование ситуации студенты могут продолжить самостоятельно.

То есть, кроме изложения теории, решения задач и заучивания формулировок основных категорий, понятий на каждом занятии студент должен узнавать, как эта теория применяется на практике.

Примером кейса может быть следующее:

Молодой аудитор три месяца был в командировке в Барановичах, проверяя комбинат пищевых продуктов (БКПП). Возвратившись, он получил от будущей тещи подарок - 10 акций того самого БКПП. Дата регистрации покупки на его имя - как раз начало проверки. Общее количество акций выпущенных акций БКПП - 20 млн. штук. Каковы должны быть действия аудитора?

В работе с одаренными студентами велика роль исследовательского подхода в обучении. Создание исследовательских ситуаций активизирует обучающихся, вызывает у них интерес и пробуждает творческую мысль. При изучении студентами дисциплин востребованным приемом является создание портфолио по теме. Такая форма работы предполагает изучение конкретной проблемы сквозь призму различных аспектов: теории, практики, литературы, географии, истории, информатики и др. А использование информационно-коммуникативных технологий позволяет развивать у студентов интеллектуальную сферу, особенно такие качества как сообразительность и критичность мышления, воображение, умение концентрировать внимание, познавательные умения. Вместе с тем активно развивается не только интерес к учению, но и такие качества как мотивация достижения, стремление к поиску. Целенаправленная организация работы с презентационным материалом на занятиях позволяет наиболее полно использовать потенциал дисциплины и применять компетентностно-ориентированный подход.

Таким образом, студенты приучаются к научно-исследовательской работе и приобретают опыт и навыки ее ведения.

Однако возникает вопрос. Как использовать время, которое есть у одаренных студен-тов, в силу того, что они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного?

Н. Лейтес указывает на несколько путей:

– ускорение обучения, то есть курс за меньшее время;

– обогащение обучения.

Наиболее продуктивным является «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение. «Горизонтальное» означает расширение изучаемой области, например, путем рассмотрения дополнительных вопросов, а «вертикальное» -быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета (его иногда называют ускорением), что позволяет высвободить время для более сложных проблем.

Внеаудиторная работа с одаренными студентами может осуществляться в самых разнообразных видах:

– индивидуальная работа – работа со студентами с целью руководства подготовкой докладов, эссе, рефератов, научно-исследовательских работ;

– групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом студентов (консультации);

– массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим студенческим коллективом (научные конференции).

Именно научно-практические конференции стали одной из эффективных форм работы с одаренными студентами, являющиеся той открытой образовательной средой, которая предоставляет возможность получения гибких, индивидуализированных, созидающих знаний.

На практике все три вида внеаудиторной работы тесно связаны друг с другом и являются основой для создания индивидуального подхода каждого преподавателя в системе работы с одаренными детьми. По словам академика Б.Т. Лихачева, задача педагогики заключается в том, чтобы, опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, обеспечивать поле деятельности для творческого самовыражения всем детям.

При использовании в работе с одаренными учащимися вышеназванных технологий, необходимо придерживаться следующих принципов:

1) Принцип регулярности. Часть работы учащихся происходит за пределами учебного заведения, индивидуально. Полноценная подготовка невозможна без достаточно большого количества часов, посвященных работе. При этом лучше заниматься понемногу, но часто, например, по часу ежедневно.

2) Принцип параллельности. Следует постоянно держать в поле зрения несколько (две-три) тем, постепенно продвигаясь по ним вперед и вглубь.

3) Принцип опережающей сложности. Не следует загружать учащегося большой по объему, но несложной работой, также как и задавать для него непосильные задачи.

4) Принцип работы с текстом. Преподаватели приучили учащихся иметь дело с готовым материалом. А ведь работа со сложными научными текстами, достаточно сложна. Учащимся необходимо пытаться самостоятельно разобраться в непонятных моментах.

5) Принцип моделирования ситуаций. Полезно моделировать критические ситуации, которые могут возникнуть на экзамене, и отработать стериотипы поведения.

Таким образом, образовательный процесс одаренных студентов должен включать такие формы самостоятельной работы, как написание и защита рефератов, проектов, разработка и защита целевых программ, составление аннотаций, рецензирование научных статей, авторефератов, реферирование, перевод с иностранных языков и аннотирование публикаций на иностранных языках, самостоятельные творческие работы, составление структурно-логических схем, тестов, тезаурусов, разработка компьютерных программ учебного назначения и др.

Литература

1. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к интегративной модели мотивации [Текст ] / Т.О.Гордеева // Психология, 2011.

2. Давыдов, В.В, Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. М. : Академия, 2004. 288 с.

3. Захарова Н.С. Субъектно-личностные аспекты адаптации одаренных студентов к обучению в высшей школе/ «Письма в Эмиссия Оф-флайн». http://www.emissia.org/offline/2013/1991.htm

4. Корнилова Т.В, Смирнов С.Д., Чумакова М.В., Новотоцкая-Власова Е.В. Модификация опросников К. Двек в контексте изучения академических достижений студентов//Психологический журнал. – 2008. - №3. - Том 29. – 86-100.

5. Матюшкин А.М. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты [Текст] / учеб.-метод. пособие/ под. ред. А.М., Матюшкина, А.А. Матюшкина. М.: Омега-Л, 2008. 368с.

6. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. – М: Наука. - 2010. - 65 c.

7. Попова Л.В., Захарова Н.С. Образовательные программы поддержки одаренных в университетах/ Психологическая наука и образование. – 2011. - №4. - C. 46-55.

8. Прядко Ю.Г., Слепова С.В. ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 10 – С. 289-291

9. Современные школьные технологии – 2 / Н. И. Запрудский. – 2-е изд. – Минск, 2010. – 256 с.