ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Вакансии

УНИВЕРСИТЕТ

Новости - Конференция МИДО

Белавский С. В. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА НА ЭКОНОМИКУ

 

УДК 621.9.048.7

 

ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА НА ЭКОНОМИКУ

Белавский С. В.

Белорусский национальный технический университет, Минск, Беларусь,

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Транспорт людей и товаров является одной из важнейших отраслей промышленности, а также правом каждого гражданина. На транспортный сектор экономики приходится до 30% всего потребления энергоресурсов и около 25% выработки углекислого газа. Автомобильный транспорт составляет порядка 70-80% от общего количества транспортных средств. Эти данные, а так же тот факт, что потребление ископаемых невозобновляемых источников энергии растет, а их количество с каждым годом уменьшается, указывают на необходимость двигаться в направлении более экономичной транспортной системы.

С технологической точки зрения, снижение зависимости от возобновляемых источников энергии (т.е. нефтепродукты, газ) автомобильного транспорта является важнейшим инструментом оптимизации. В частности, электрические двигатели представляют собой один из вариантов эволюции в этом направлении. В действительности, они имеют гораздо более высокую энергетическую эффективность (КПД электрического двигателя примерно в три раза больше КПД двигателей внутреннего сгорания) и не производит выхлопных газов. Каким способом электроэнергия будет вырабатываться и поставляться электромобилям? Этот вопрос вызывает множество проблем в реализации: слишком много существует неопределенностей касательно будущего развития электротранспорта. В частности, на сегодняшний день электромобили уступают автомобилям с двигателями внутреннего сгорания в расстоянии поездки от одного заряда (заправки), а также в стоимости самого транспортного средства. Однако этот вопрос является актуальным, т.к. его решение поможет снизить почти тотальную зависимость от нефти.

В настоящее время электромобили привлекают большое внимание, как гибридные, так и нет, по причине дешевизны топлива, экологичности, а также возможности заряжать автомобиль прямо у себя дома. Данный вид транспорта может представлять реальную альтернативу для транспортных средств на невозобновляемых источниках энергии, в частности для тех людей, которые ежедневно пользуются автомобилем при поездках на небольшие расстояния. Поэтому важно понять, какое может быть влияние процесса массовой подзарядки электромобилей на возможности электроэнергетической системы. В случае массового перехода на электрический транспорт возрастет нагрузка на всю энергосистему (на системы генерации, транспорта и распределения электроэнергии). И в отсутствие необходимого регулирования данного процесса (например, введения интеллектуальной интеграции электромобилей в существующую энергосистему как децентрализованной и гибкой системы хранения энергии), переход на электротранспорт может оказать сильное влияние на экономику.

Далее рассмотрим какое влияние может оказать переход на электромобили в микроэкономическом разрезе. Очевидным будет влияние на машиностроительную отрасль, в частности, рост цен на топливо будет приводить к повышению спроса на электромобили, что в свою очередь вызовет приток инвестиций в производство электромобилей. Повышение спроса на электромобили сдерживается их высокой ценой, которая, в основном обуславливается высокой стоимостью литийионовых батарей. Стремление к снижению стоимости батарей окажет влияние на промышленность по добыче и обработке лития, а также вызовет приток инвестиций в деятельность по переработке литийионовых батарей. Рассмотрим вопрос, касающийся спроса на электромобили. Наравне с высокой стоимостью самого электромобиля, сдерживающим фактором для потенциальных покупателей является низкое расстояние, которое может преодолеть электромобиль от одной зарядки (по сравнению с расстоянием автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), которые они могут преодолеть с полным баком топлива). Однако данные минусы могут компенсироваться относительно невысокой удельной стоимостью километра пробега, возможностью зарядки прямо у себя дома, а также почти полным отсутствием выбросов загрязнений в окружающую среду. На основании маркетинговых исследований к 2020 г. в наиболее пессимистичном случае доля электромобилей составит 3% от общего числа легковых автомобилей, в оптимистичном варианте развития событий доля электромобилей составит порядка 15-18%. Рост спроса на электромобили ожидается в промежутке между 2020 и 2030 годами исходя из следующих причин:

1. снижение стоимости электромобилей, обусловленное ростом количества произведенных машин,

2. рост цены на нефтепродукты приведет к оттоку покупателей машин с ДВС в сторону электромобилей,

3. принятие законов, ограничивающих использование машин с ДВС в пределах городской черты с целью уменьшения загрязнения воздуха и снижения уровня шума.

Рисунок 1 – Схематическое отображение сфер воздействия электромобилей

В макроэкономическом разрезе переход на электромобили окажет влияние на инвестиционные политики государств. Инвестирование в данную сферу поможет странамимпортерам нефтепродуктов снизить свою зависимость как экономическую так и политическую от странэкспортеров. Возникнет необходимость инвестирования в развитие электроэнергетической промышленности, а в частности в обеспечение генерирующими мощностями возникшую дополнительную потребность в электрической энергии, в обеспечение электрической инфрастуктуры необходимых параметров (повышенной мощности и пропускной способности), в обеспечение зарядной инфраструктуры для электромобилей. В сфере трудоустройства также произойдут перемены. Можно прогнозировать спад предложений на рынке труда для работников в сфере машиностроения (в части производства и обслуживания автомобилей с ДВС), а также в сферах деятельности, зависимых от сбыта нефтепродуктов. В целом этот дефицит предложений будет нивелирован вакансиями на рынке электроэнергетической промышленности, а также в сфере производства и обслуживания электромобилей.

В заключение можно сказать, что использование электромобилей может оказывать как прямое воздействие на экономику (например на ВВП), так и косвенное (цены на нефть) в зависимости от многих факторов, описанных выше. Это влияние не стоит ожидать в ближайшие пять лет. Будущее электромобилей будет зависеть от регулирующих действий правительств государств, роста инновационных технологий в смежных сферах и от того, насколько быстро будет расти цена на нефть.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Economic and emissions impacts of electric vehicles, Ulrich Decher, Ph.D. ANS Public Information Committee.

http://ansnuclearcafe.org/2011/02/15/economicandemissionimpactofelectricvehicles/

2. Impact from Electric Vehicles, Abraham Escudero, IEA

http://www.iea.org/

3. Impact of Plugin Electric Vehicles on the Supply Grid, Josep Balcells, Universitat Politècnica de Catalunya, Electronics Eng. Dept., Colom 1, 08222 Terrassa, Spain

http://upcommons.upc.edu/

4. The impact of electric vehicles on the energy industry, Austrian Climate Research Programme

http://www.pwc.ru/en/automotive/assets/electricvehiclesaustrianclimate.pdf

5. The Impact Of Adopting Electric Vehicles On Global Economics, Binesh, F. and Mohd A'rifin, F. A. B. International Journal of Current Research Vol. 3, Issue, 2, pp.179186, February, 2011

http://www.journalcra.com/