ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Вакансии

УНИВЕРСИТЕТ

Новости - Конференция МИДО

Баринова Н.А., Байкова Н.И. СОЗДАНИЕ КРЕАТИВНОГО СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

 

УДК 378.147

 

СОЗДАНИЕ КРЕАТИВНОГО СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

Баринова Н.А., Байкова Н.И.

РИИТ БНТУ, Минск, Республика Беларусь, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Вызовы современной экономической, равно как и политической ситуации в мире требует от национального бизнеса и органов государственного управления совершенно иного, отличного от традиционного, похода к управлению. Оно должно основываться на эффективном поиске креативных решений постоянно возникающих проблем, с которыми, традиционные подходы приемы решения уже не справляются, о чем свидетельствует анализ кризисных ситуаций последних десятилетий. Помимо решения управленческих проблем креативный подход и использующий его креативный менеджмент способны поднять конкурентоспособность не только отдельного предприятия, фирмы, организации, учреждения образования и науки, но и отечественной промышленности в целом, и даже всей страны. Чтобы правильно и эффективно использовать креативный менеджмент, нужны соответствующим образом подготовленные кадры. Однако, отечественная система образования, особенно вузовского, довольно консервативна, и требуется ее поворота в сторону освоения и привития навыков креатиного подхода к решению проблем не только при подготовке управленческого персонала, но и специалистов иных профессий, в том числе технических специальностей.

Отечественная система вузовского и последипломного образования имеет давние традиции и весьма глубокие наработки в передаче теоретических знаний, однако она малоэффективна в формировании навыков применения этих знаний в практической области. Еще меньше она нацелена на привитие навыков креативного подхода к решению реально возникающих проблем производства и управления. Талантливые преподаватели пытаются преодолеть указанные недостатки, используя реальные примеры и задачи в своих практических занятиях. Однако современные проблемы требуют навыков комплексного ситуационного подхода к решению, требуют поиска нестандартных решений, в том числе с использованием синергического эффекта работы специально сформированной креативной команды. А вот этому, к сожалению, отечественные вузы не учат.

Преодолеть этот недостаток и существенно повысить качество подготовки выпускников, а, значит, и повысить конкурентоспособность самого вуза способно создание, внедрение в учебный процесс и многоплановое использование креативного ситуационного центра.

Ситуационные центры создаются во многих правительственных органах управления и ведущих организациях многих стран. К примеру, в государственном управлении Российской Федерации ситуационные центры функционируют в Администрации Президента РФ, в Правительстве РФ, МЧС, МВД, МО, ОАО РЖД, и др.

Однако созданные в некоторых российских вузах креативные ситуационные центры (КСЦ) отличаются от вышеперечисленных тем, что активно используют в процессе разработки, организации и реализации управленческих решений специальных технологий системно-креативного мышления (управления), основанных на нелинейных принципах мышления (управления). Классы (студии) креативного управленческого мышления (управления), учебные КСЦ созданы, функционируют и активно используются в Московской академии экономики и права, Орловском государственном технологическом университете, Академии ФСО г. Орёл, Белгородском государственном университете, Белгородской государственной сельскохозяйственной академии, Институте прикладной информатики и управления г. Москва, Корпоративном институте ОАО «ГазПром», Институте современной экономики г. Москва, Институте социальных наук г. Москва, Северо-западной академии госслужбы филиал г. Калуга и в др. [3]

Вузы видят внедрение у себя подобных классов (студий) и технологий как одну из новых форм преподавания, которая может внести принципиальные изменения в существующую образовательную модель, а также помочь в решении сложных внутривузовских проблем. [1]

Успешная работа КСЦ немыслима без применения современных информационных технологий и специально разработанного программного обеспечения.

Примером наиболее удачной разработки в данной области служит разработанный Программный комплекс «Технология творческого решения управленческих проблем»

(ПК«ТТРП-ЭВРИКА») (Свидетельство об официальной регистрации Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ №2006610693) [1]

Он предназначен для разработки, организации и реализации эффективных управленческих решений в самых различных областях деятельности, а также игровому обучению практическим навыкам системно-креативного, инновационного мышления и управленческого проектирования. Ознакомиться с его архитектурой и возможностями можно на сайте http://www.ewrikasmc.ru/?page_id=104.

На базе ПК«ТТРП-ЭВРИКА» в Московской академии экономики и права (МАЭП) разработан и активно внедряется в других вузах Учебный ПК«ТТРП-ЭВРИКА», с которым полезно ознакомиться всем вузам, желающим приобщиться к образовательным технологиям ХХI века.

Базовой программой первой части учебного программного комплекса является Мультимедийный учебно-методический комплекс «Основы креативного менеджмента: концепция, инструменты и методы, программное обеспечение, обучение креативности». В эту часть входят и Мультимедийные программы по отдельным учебным дисциплинам. Программный комплекс позволяет самим преподавателям разрабатывать, дополнять и корректировать содержание мультимедийных программ. [2]

Вторая часть – это «ядро» технологии системно-креативного менеджмента – программа «Технология творческого освоения знаний и решения проблем», (ТТРП) с приложениями. Основная задача ТТРП – креативная генерация альтернативных решений, их оценка, выбор оптимального решения и разработка механизма (плана) его реализации. Приложения системы представляют собой отдельные программные модули

- PESTЕ-, SWOT-, SPACE-, МАИ, Финансового анализа, программы формирования эффективной управленческой команды и управление командной креативностью в процессе разработки и реализации решения (TeamCreator), модули генерирующего маркетинга, оценки качества решений с помощью диаграммы Исикавы, оценки экономической эффективности, модуль оптимизации, автоматизированная система календарного планирования и управления проектами, различные психологические тесты и т.д., более 40-ка приложений. [2]

Третья часть – программа «Эврика» представляет собой значительно упрощенный вариант ПК«ТТРП-ЭВРИКА» и предназначена для самостоятельной работы студентов вне учебного класса. [2]

Четвертая часть – Программное обеспечение креативного ситуационного центра организации (в частности, ВУЗа) «КСЦ-Эврика». Оно включает в себя блоки анализа и прогноза проблемной ситуации (карты проблемной ситуации, схемы исследуемого процесса, явления), формирования проблемно-целевой области («сети» ключевых целей и подцелей), блок формирования проблем и поиска альтернатив их решений, оценки полученных вариантов решений, выбора оптимального решения (комбинации решений), разработку механизма и плана их реализации с помощью автоматизированной системы календарного планирования. [2]

Авторы подчеркивают, что ПК ТТРП-ЭВРИКА позволяет:

• связать знания слушателей по различным учебным дисциплинам в единую, постоянно развивающуюся систему знаний, позволяющую интенсифицировать процесс образования;

• сформировать и совершенствовать навыки управления и, прежде всего управленческого мышления, при разработке и реализации конкретных проектов, учитывая индивидуальные когнитивные особенности и образовательные потребности слушателей;

• значительно облегчить практическую работу преподавателей и слушателей в компьютерных классах, перевести их в исследовательский режим. Сделать эту работу интересной и захватывающей, повысить производительность труда преподавателя, дать возможность студенту работать самостоятельно;

• минимизировать затраты на программное обеспечение управленческой подготовки слушателей и ее главной составляющей – управленческого мышления (одна интегрированная обучающая система для самых разных учебных дисциплин: экономических, юридических, социальных, психологических и т. д.) [2]

О серьезности и значимости разработанного и применяемого в Московской академии экономики и права говорит тот факт, что студентами МАЭП разработаны несколько десятков реальных управленческих проектов: «Народосбережение», «Работа ОАО Морской порт Санкт-Питербург», «Доступное жильё», «Транспортные проблемы мегаполиса», «Материнский капитал», «Оптимизация работы оптового склада», «Эффективность использования времени студентами», «Разработка системы онкологического обслуживания в России», «Проблемы миграции в России», «Мотивация участников учебного процесса в целях повышения качества образования (на примере МАЭП)» и др. [2]

Таким образом, ПК «ТТРП-ЭВРИКА» способен обеспечивать разработку и реализацию системно-креативных управленческих решений в ситуационных центрах не только вузов но в иных организациях и на действующих предприятиях. Технология, положенная в его основу, позволяет в течение полутора-двух часов организованного мышления «почувствовать» суть проблемы намного глубже и продвинуться к решению намного дальше, чем за недели, а может быть и месяцы беспорядочных поисков. [2]

С помощью данного комплекса существенно повышается производительность креативного персонала, а также скорость и качество проработки творческих и инновационных предложений. Процессы, которые требовали значительного времени (недели и месяцы) для расчетов и анализа, с помощью ПК «ТТРП-ЭВРИКА» осуществляются за считанные часы. Это избавляет креативный персонал от рутинных вычислений, помогает сосредоточиться на осуществлении альтернативного креативного поиска и, собственно, на реализации креативного процесса, снабжая разработчиков весомыми аргументами в защиту своего предложения.

Внедрение программного комплекса, подобного ПК «ТТРП-ЭВРИКА», возможно с помощью разработчиков, которые уже на протяжении ряда лет активно пропагандируют и внедряют разработанный ими ПК «ТТРП-ЭВРИКА», как в практику различных организаций, так и образовательный процесс вузов, организовывая не только обучение ППС, но и предлагая для внедрения в учебный процесс вуза, прежде всего, программу «Учебный креативный ситуационный центр (КСЦ)». В перспективе это не только обеспечит организацию устойчивой связи с практикой, но позволит самому вузу перейти на новый уровень управления собственной деятельностью, используя возможности приобретаемого программного комплекса.

Для вуза подобное сотрудничество с разработчиками несомненно, окажется взаимовыгодным, поскольку позволит ему усилить свои ключевые элементы: качество образования и управления вузом (внутренние элементы) и увеличение финансовых ресурсов (внешний элемент). Улучшая качество образования и управления вузом, мы усиливаем его конкурентоспособность, а, следовательно, приток финансовых ресурсов, и, обратно, увеличение финансовых ресурсов позволяет повысить качество образования и управления.

Современному ВУЗу, чтобы не только выжить, но и быть максимально полезным для своей страны необходима серьёзная системная работа, позволяющая связать весь комплекс организационно-управленческих мероприятий, технологий и программных продуктов в единое целое.

Список источников:

1. Программный комплекс. Программный комплекс «Технология творческого решения управленческих проблем» (ПК «ТТРП-ЭВРИКА»). Электронный ресурс. Код доступа: http://www.ewrikasmc.ru/?page_id=104. Дата доступа: 15.11 2014

2. Шевырёв А.В. Программный комплекс «ТТРП-ЭВРИКА» — обеспечение системно-креативных управленческих решений в ситуационных центрах. / А.В. Шеверев, М.Н.Романчук. Электронный ресурс. Код доступа: http://www.ewrikasmc.ru/?p=826. Дата доступа: 15.11 2014

3. Шевырёв А.В. Формирование и развитие системно-креативного мышления – базовая стратегия образования в XXI веке. / А.В. Шеверев, М.Н.Романчук. Электронный ресурс. Код доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/shevirev.htm. Дата доступа: 15.11 2014