ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Вакансии

УНИВЕРСИТЕТ

Новости - Конференция МИДО

Акимова Л.В., Потапенко Н.Е., Седнина М.А. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ВРЕМЕНИ.

УДК 378

Акимова Л.В., Белорусский национальный технический университет, Минск, Беларусь

Потапенко Н.Е., УО «Республиканский институт профессионального образования», Минск, Беларусь

Седнина М.А., Белорусский национальный технический университет, Минск, Беларусь, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ВРЕМЕНИ

The concept of continuous education was designated by UNESCO in 1972. The formation of global thinking and information culture is the center of the new organization of social and professional development and growth of competence of specialists in the system of continuous education. The organization of continuous education has to be guided by social and economic changes in the state. Specialists have to adapt for new conditions, improve skills and fill up knowledge taking into account scientific and technical progress and inquiries of society.

Актуальность непрерывного образования как социального процесса определяется рядом тенденций, меняющих архитектуру социально-экономического пространства. Современная глобальная экономика развивается на основе углубления международного разделения труда, производственной и технологической кооперации, научно-технической модернизации. В систему глобальных экономических связей встраиваются и превращаются в один из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность национальных экономик, интеллектуальные ресурсы и новейшие технологии. Их ориентация на создание технологических инноваций общемирового применения позволяет выходить на международные рынки сбыта и интегрировать инновационные системы отдельных стран и регионов. В связи с этим приобретает промышленную основу увеличение объема, скорости обработки и распространения информации.

Информационные технологии уже стали неотъемлемой частью жизни и встроены во множество товаров и услуг. Социально-экономическая эффективность субъектов хозяйственной деятельности во многом зависит от того, насколько открыт доступ и высока скорость получения информации, ее обработки и реализации. По мнению исследователей, источниками новых преобразований, способных изменить мир, могут стать «разумные» сети – нано-технологии и биотехнологии в сочетании с ИКТ.

В связи с техническими и технологическими изменениями в производственных процессах, автоматизацией и внедрением высоких технологий существенно меняется характер и содержание труда, структура занятости населения. В содержании труда происходит сдвиг в направлении интеллектуализации, т.е. возрастает доля работников умственного труда. Неквалифицированный труд становится уделом людей, не имеющих профессионального образования или занятых на непостоянных работах. Сокращается число менеджеров среднего звена – начальников участков, сменных инженеров, мастеров и т.д. Фирмы все больше ориентируются на самостоятельность и профессионализм каждого работника, на организацию работы в малых самоуправляемых командах. Носители уникальных знаний и опыта «интеллектуальные служащие», высококвалифицированные работники во всех сферах общественного производства получают высокие доходы. Разница в доходах работающего населения сегодня во многом определяется квалификацией.

Теперь все больше осознается, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является жизненная позиция, культура, образованность, профессиональная компетентность человека. Британский экономист Дж. Даннинг отмечал, что за последние три столетия главный источник богатства в рыночной экономике переместился с природных ресурсов (земля и сравнительно неквалифицированный труд) к ресурсам, создающим осязаемые активы (здания, оборудование, финансы) и далее к ресурсам, создающим неосязаемые активы (знания и информация), которые воплощаются в людях и организациях. В индустриальном обществе большинство населения руководствовалось больше утилитарными стимулами, но по мере повышения благосостояния на первое место выдвигается потребность в максимальной реализации способностей, профессионального и культурного роста.

В своей совокупности основные тенденции мирового развития как никогда ранее актуализируют поиск возможностей и средств активизации и расширения рынка образовательных услуг. Традиционно образование рассматривается на основе его институциональности статично, с позиций его внутренней организации. Согласно такому подходу, институт образования призван удовлетворять потребности членов общества в получении знания, устанавливать порядок распределения и использования ресурсов, предоставляемых обществом, стандартизировать образцы поведения для согласования и координации действий людей в социальных процессах. Но нарастающая динамика общества, в которую включено и образование, рождает неудовлетворенность институциональным подходом к нему, поскольку он не соответствует скорости изменений в производственных структурах, социуме, культуре, затребовавших в массовом порядке работника творческого, инициативного, способного самостоятельно формулировать цели своей деятельности и находить пути их достижения. Креативность мышления и поведения, активность личности в непрерывном пополнении разносторонних знаний и умений является требованием времени.

Современные исследования показывают, что ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний, период полураспада компетентности по многим профессиям составляет менее 5 лет. В условиях научно-технической модернизации каждому приходится не только часто менять место работы, но и профессию. Российскими учеными подсчитано, что только 20% занятого населения работает по полученной в базовом профессиональном образовании специальности, а 42% - меняют профессию в первые два года после окончания учреждения образования. Речь идет не только о профессиональных компетенциях. Информационное общество открывает огромные перспективы для развития, но таит в себе вызовы и угрозы для личности, неизвестные ранее. Компьютерная зависимость, опасность потери себя в виртуальном пространстве, становится реальной угрозой отчуждения человека от самого себя и от общества.

Поскольку к образованию предъявляются дополнительные требования, нужна принципиально новая система представления знаний, основанная на другом содержании и структуре, использовании новых образовательных технологий. Образование должно работать на опережение, органично вписываться в социально-экономические процессы, то есть быть мобильным. Это явление зафиксировано в определении «непрерывное», содержание которого определяется как продолжающееся во времени. Смысл непрерывного образования выражен терминами «продолжающееся образование» (в Англии), «пожизненное образование» (в США), «возобновляющееся образование» (в Швеции). По сути своей это означает получение необходимого дополнения к имеющемуся образованию в течение жизни, отход от практики длительного образования в формальной сфере, чередование образования с другими видами деятельности, в силу того, что профессиональное образование в формальной сфере имеет тенденцию к моральному износу.

Мобильность непрерывного образования характеризуется: во-первых, гибкостью и вариативностью – способностью предоставлять достаточно большое многообразие полноценных, качественных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, адекватных запросам населения, а в конечном итоге, нацеленным на индивидуализацию и, востребованность его результатов, то есть квалификаций на рынке труда; во-вторых, открытостью и доступностью во времени и пространстве, обеспечивая равенство образовательных возможностей для всех, без каких-либо ограничений по национальному, социальному, религиозному, гендерному или возрастному признаку. Именно непрерывность образования позволяет не просто прирастить элементы знаний, как это происходит в традиционной системе, а на каждой ступени или этапе достичь относительной завершенности профессионального образования, осуществить преемственность образовательных программ через признание полученных ранее компетенций. Этим определяется компетентностный подход к оценке его результатов. Непрерывное образование позволит, с одной стороны, добиться экономического роста, а с другой стороны – сбалансировать рынок труда, реализуя опережающий характер образования, и, одновременно, позволит каждому построить индивидуальную образовательную траекторию. Рынок труда в настоящее время характеризуется не спросом и предложением на образовательные услуги, а спросом и предложением компетенций. Компетенции должны учитываться при формировании учебных планов, программ дисциплин, форм организации образовательного процесса и конкретного образовательного продукта.

В современных условиях, помимо профессиональных компетенций, востребованными являются: умение работать в команде, аналитическое мышление, знание ИКТ, умение быстро ориентироваться в условиях неопределенности и др. Непрерывное образование выступает фокусом пересечения интересов государства, общества и личности. Поскольку человеческие ресурсы являются достоянием общества, политика в сфере образования является решающим фактором в процессе создания и трансляции знаний, определяющих инновационный потенциал общества. На государственном уровне создаются необходимые условия для повышения профессиональной и социальной грамотности населения, приращения интеллектуального капитала, необходимого для социально-экономического развития. Здесь осуществляется взаимодействие образования с другими подсистемами общества и обратное влияние образовательного процесса на экономические, политические и культурные процессы на основе принципа взаимообмена ресурсов на результат образования. Под влиянием макро- и микропроцессов происходят структурные и содержательные изменения в системе формального образования.

Многие ученые и специалисты рассматривают идею непрерывного образования как средство, которое укрепит потенциал учреждений образования всех видов и ступеней, усилит их возможности своевременно и адекватно реагировать на изменяющиеся требования жизни, включающие в себя проблемы занятости и демографическую обстановку. Но это не совсем так, ситуация в сфере образования существенно меняется. В процесс непрерывного образования включены все имеющиеся ресурсы общества, формальные и неформальные, которые обеспечивают социальный порядок и контроль, поддерживают позитивные изменения социального положения индивида в обществе.

В современной философии образования активно обсуждается понятие образовательной среды, которая предполагает и неорганизованное, стихийное обучение вне сферы деятельности образовательных учреждений. Образовательная среда включает в себя самые разнообразные факторы, влияющие на развитие личности и выполняющие функцию так называемого «непреднамеренного обучения», которое может, как содействовать, так и препятствовать обучению в школе, институте и т.д.

Индивид в качестве субъекта непрерывного образования является таковым как в учреждениях образования, так и в повседневной жизни, ибо не перестает оставаться субъектом познавательной деятельности, усваивая знания, навыки, эмоции и переживания. На личностном уровне функционирование системы непрерывного образования связано с изменениями в выборе, занятии и смене позиции индивида в социальной структуре общества. Принципиально новой ситуацией в развитии образования является то, что оно все более растворяется в становящемся образовательном обществе. В таких условиях оно перестает быть прерогативой только формальных институтов и охватывает всю социокультурную среду.

Непрерывное образование выстраивается как многоуровневая система, которая стремится к преемственности в вертикальном измерении, таким образом определяя стадии перехода от менее сложного уровня профессиональной подготовки к более сложному в учреждениях образования, а также к интеграции в горизонтальном измерении на каждой стадии жизни человека с учетом дополнительного неформального и информального образования, полученного из различных источников. Оно является процессом освоения значимого знания, опыта, культуры индивидом через последовательную смену образовательных модулей и стадий, различающихся повышением уровня сложности. В образовательном модуле акцент обучения перемещен с процесса на результат, гарантией которого является регулирование и адаптация обучения в любой момент и в любой точке его функционирования. В связи с этим формируются новые образовательные структуры и механизмы координации их деятельности, которые специализируются на удовлетворении компетентностных, адаптационных и интеграционных потребностей индивидов на протяжении всего жизненного периода и начинается трансформация традиционного института образования.

Результатом взаимосвязи изменений, происходящих на разных уровнях процесса непрерывного образования, является востребованная как обществом, так и индивидом – социокультурная и профессиональная компетентность. Такое понимание позволяет рассматривать непрерывное образование как осознанный выбор индивида, который предполагает реализацию его собственных целей. Непрерывное образование связано не только с изменениями в экономической сфере общества, с возникновением инновационной и информационной экономики, но и с задачами, определяющими смысл жизни и деятельности человека, который должен уметь мыслить по-новому, творчески, гибко и осознавать глубинную сущность своего «Я», как основу взаимодействия и взаимопонимания с другими людьми. Отсюда основное назначение непрерывного образования как наиболее эффективной системы, связывающей человека и общество, интегрирующей в себе перспективы их будущего развития – содействие и расширение возможностей и способностей человека выполнять социальную роль в процессе труда и жизни, нести ответственность перед самим собой, своей семьей, обществом. Это не только поддерживающее, но и развивающее образование.

Ведущий принцип пожизненного образования предполагает, что вся его система ориентируется на формирование основной способности, а именно: адаптации к быстро меняющимся условиям социального и трудового бытия и стремления приобретать новые знания. Научиться учиться – это и есть цель, к которой должно стремиться обучение в системе формального и неформального образования, что дает индивиду возможность самообразовываться, самосовершенствоваться в течение всей жизни.

На рынке труда человек выступает активным субъектом и свободно распоряжается своим главным капиталом – своей квалификацией. В данном случае непрерывное образование выступает как форма защиты от социальной маргинализации и потери занятости, поскольку оно расширяет возможности горизонтальной мобильности, осуществляя подготовку квалифицированного специалиста «модульного типа», ориентированного на дальнейшее обучение.

С точки зрения общественных интересов непрерывное образование способствует развитию духовных сил человека, направленных на преодоление социальных проблем, социокультурной самоидентификации, формированию ответственности, обеспечивает возможности для повышения социального статуса личности. Оно разворачивается на всех уровнях функционирования социальной системы, качественно влияя на ее содержание, что и позволяет определять непрерывное образование как социальный процесс.