ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Вакансии

УНИВЕРСИТЕТ

Новости - Конференция МИДО

Акимова Л.В., Потапенко Н.Е., Седнина М.А. МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

УДК 681.3

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Акимова Л.В., Потапенко Н.Е., Седнина М.А.

БНТУ, г. Минск, Республика Беларусь

В статье рассматриваются понятия «информационное пространство», «компетентность» и «информационно-коммуникационные технологии». Выявлены возможности ИТК обучения в образовательном процессе вузов, определяется роль новых информационно-коммуникационных технологий обучения в организации взаимосвязанной работы преподавателей и студентов.

Будущее человечества связано с его интеллектуальным, информационным, нравственным прогрессом. Формирование личности будущего специалиста должно стать процессом, обеспечивающим непрерывное овладение профессией, постоянное развитие знаний, содержания и структуры предстоящей профессиональной деятельности. Для эффективной профессиональной деятельности нужны основательные знания не только по профилю специальности, но и позволяющие глубоко понять, осмыслить необходимые умения и качества личности, требующиеся для успешной карьеры.

В качестве важнейшей способности специалиста следует выделить способность самообучаться, т.е. способность самостоятельного добывания знаний, которая прямо сказывается на его профессиональном становлении. Такая способность не может развиваться без определенного объема психолого-педагогических знаний, в том числе знаний о самой учебно-познавательной деятельности, ее структуре, принципах, закономерностях и противоречиях самого процесса профессионального обучения.

Новые экономические и социальные особенности современного общества знаний диктуют необходимость формирования новых ключевых компетентностей – профессиональных, социальных и информационных. Последняя (информационная или ИКТ компетентность) позволяет эффективно формировать и развивать не только профессиональную, но и социальную компетентность, развитию которой до сих пор практически не уделялось должного внимания, хотя именно она напрямую связана с, важнейшим для общества знаний, человеческим фактором. Более того, ИКТ компетентность является своеобразным связующим звеном между двумя другими (профессиональной и социальной компетентностью) и обеспечивает устойчивый синергетический эффект. Информационная компетентность включает технологическую (цифровую) грамотность, освоение (углубление) знаний и производство (генерацию) знаний.

Для информационной компетентности большое значение имеет использование разнообразных источников информации с применением навыков критического осмысления полученной информации для удовлетворения определенных информационных потребностей, порождаемых в процессе жизнедеятельности. Она включает навыки общения на основе грамотного использования ИКТ.

Многие исследования указывают на то, что во всем мире работники не справляются с такими темпами развития. Также считается, что учебные заведения не могут непрерывно «поставлять» предприятиям сотрудников, достаточно подготовленных к тому, чтобы самостоятельно приобретать знания и навыки. Работники в трудовой деятельности решают двуединую задачу. Это приобретение навыков, необходимых для вхождения во все более технологичный и конкурентный рынок труда, их постоянное совершенствование и наращивание на протяжении всей жизни. Учитывая то, что первейшим навыком, необходимым для трудовой деятельности, является умение заполнять информационные пробелы, большинство исследователей согласно с тем, что все работники должны:

- владеть соответствующими инструментами для сбора информации;

- понимать контекст информации;

- уметь обрабатывать и распространять информацию, делая ее понятной и полезной;

- уметь обмениваться идеями, мнениями, вопросами и опытом.

Компьютерные технологии, оказывая все более сильное влияние на современный период развития общества, проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой частью этих процессов является информатизация образования. Поэтому сегодня меняются цели и задачи, стоящие перед системой образованием, происходит смена акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», с ориентацией на личностное развитие.

Кроме того, процесс компьютеризации образования характеризуется появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивается на основе новых принципов взаимодействия участников образовательного процесса. И, как следствие, интеграция современных образовательных и информационных технологий постепенно становится важным условием для совершенствования всего процесса обучения.

Становление системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения. Технологии обучения должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению студента в информационное общество. Информационные технологии можно рассматривать как способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых знаний об изучаемом объекте, так и как совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами.

Новые информационные технологии создают предпосылки для интенсификации образовательного процесса, а также для создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Например такие как: обратная связь между пользователем и средствами новых информационных технологий; компьютерная визуализация учебной информации как реально протекающих, так и «виртуальных»; архивное хранение больших объемов информации с возможностью ее передачи; автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности; автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения; доступность информационных ресурсов и т.п.

В связи с этим особую значимость приобретает внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий обучения в образовательном процессе. Для формирования информационной компетентности будущих специалистов необходимо создание такой образовательной информационной среды, которая активизировала бы учебно-познавательную деятельность обучающихся. Образовательная информационная среда включает в себя личностный, технический и программный компоненты, которые в своей совокупности решают социокультурные проблемы подготовки личности не только к профессиональной, но и социокультурной деятельности в обществе. В современной философии образования активно обсуждается понятие образовательной среды, которая предполагает и неорганизованное, стихийное обучение вне сферы деятельности образовательных учреждений.

Образовательная среда включает в себя самые разнообразные факторы, влияющие на развитие личности и выполняющие функцию так называемого «непреднамеренного обучения», которое может, как содействовать, так и препятствовать обучению в школе, институте и т.д. С детства современный человек попадает в информационное поле многообразных символов и ценностей, ему дана свобода выбора. Индивид в качестве субъекта образования является таковым как в учреждениях образования, так и в повседневной жизни, ибо не перестает оставаться субъектом познавательной деятельности, усваивая знания, навыки, эмоции и переживания. На личностном уровне функционирование системы непрерывного образования связано с изменениями в выборе, занятии и смене позиции индивида в социальной структуре общества. Принципиально новой ситуацией в развитии образования является и то, что оно все более растворяется в становящемся образовательном обществе. В таких условиях оно перестает быть прерогативой только формальных институтов и охватывает всю социо-культурную среду. Образовательная информационная среда целенаправленно формируемая в учреждениях образования создает необходимые условия для развития определенного способа мышления, направленного на получение и производство новой профессиональной и социокультурной информации, навыков саморазвития, самоконтроля и самокоррекции.

С помощью ИКТ решаются следующие дидактические задачи:

- совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;

- повышение продуктивности самоподготовки обучающихся;

- индивидуализация работы самого преподавателя;

- ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;

- усиление мотивации к обучению;

- активизация процесса обучения, возможность привлечения обучающихся к исследовательской деятельности;

- обеспечение гибкости процесса обучения.

Современные педагогические технологии должны быть информационными еще и потому, что образовательный процесс невозможен без обмена информацией между преподавателем и студентами. И, следовательно, смысл информатизации образования заключается в создании, как для преподавателей, так и для студентов благоприятных условий, необходимых для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации. Очевидно, что быстрое развитие информационных технологий требует наличия преподавателей, обладающих необходимой компетентностью.

Компетентность выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных ситуациях. Она проявляется в личностно ориентированной деятельности и характеризует способность преподавателя реализовывать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности. Компетентная профессиональная подготовка подразумевает хорошую осведомленность специалиста о достижениях в своей области. Термин «компетентность» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, как категории результата образования.

В условиях информатизации системы высшего образования и динамичного развития информационных и коммуникативных технологий учебная и учебно-методическая деятельность преподавателя приобретает множество новых качеств. Повсеместное внедрение средств ИКТ в учебный процесс и создание вузами собственных информационных пространств, сделали владение ИКТ необходимым качеством современного преподавателя независимо от его специальности.

В обобщенном виде информационную компетентность преподавателя можно определить как:

- способность к самостоятельному поиску и обработке информации, необходимой в профессиональной деятельности;

- знание дидактических возможностей и направлений использования различных цифровых и электронных образовательных ресурсов,

- умение интегрировать средства ИКТ в существующую традиционную модель обучения и использовать их для разработки личностно-ориентированных методик обучения;

- знание принципов, форм, методов и приемов обучения с использованием средств ИКТ;

- знание содержания и возможностей использования мультимедиа обучающих программ, Интернет ресурсов и образовательных сайтов, умение использовать средства ИКТ для осуществления различных видов учебной деятельности;

- способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий;

- готовность к саморазвитию в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Немаловажным является не только информационная, но и методическая подготовленность преподавателя, которая должна реализоваться в методической поддержке обучающихся в освоении образовательных программ. У обучающихся, в свою очередь, необходимо сформировать психологическую и методическую готовность использования в своей образовательной деятельности информационно-коммуникационные технологий.

Обучающая деятельность преподавателя по конкретной дисциплине осуществляется в рамках определенной информационной модели, построенной на основе государственного образовательного стандарта, бумажных и электронных изданий учебных материалов. Использование средств ИКТ в качестве инструмента создания учебно-методического обеспечения позволяет существенно повысить эффективность образовательного процесса, т.к. появляется реальная возможность создания компьютеризованного информационного ресурса, позволяющего активизировать самостоятельную работу студентов и обмен информацией между преподавателями.

Преподавателю для осуществления учебной и учебно-методической деятельности как минимум необходимо освоить: текстовый редактор, как средство подготовки учебно-методических материалов; средство для подготовки презентаций, как инструмент визуализации и структуризации учебного процесса; работу с информационно-поисковыми системами, как средство поиска педагогической и учебной информации; электронную почту и Интернет-технологии, как средство организации педагогического взаимодействия; систему автоматизированного психолого-педагогического тестирования, как средство воздания тестов и средство контроля знаний.

В современных условиях средства ИКТ являются элементом информационной культуры человека. ИКТ-компетентность, как готовность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий, является критерием профессиональной пригодности как для студента, для которого освоение ИКТ является залогом его будущего трудоустройства, так и для преподавателя, воплощающего концепцию опережающего образования и являющегося носителем интеллектуальных ценностей общества.

Следовательно, эффективность образовательного процесса в условиях информатизации системы высшего образования зависит от ИКТ-компетентности преподавателя, в которую входит не только использование ИКТ непосредственно в учебном процессе, но и при разработке учебно-методических материалов. Создание базы учебно-методических материалов позволит интенсифицировать процессы по самостоятельной работе студентов.