ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Факультеты

Инженерно-педагогический факультет

Кафедра "Психология"

Адрес: 220013 г. Минск, ул. Ф.Скорины, 25/3, учебный корпус 20
Тел.: (017) 267-76-46
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Факультеты

КАФЕДРЫ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

ПОСТУПАЮЩИМ

СТУДЕНТАМ

Новости
О кафедре

Образование в 1964 г. в Белорусском политехническом институте инженерно-педагогического факультета (ИПФ) на основе потребности Республики Беларусь в инженерно-педагогических кадрах для системы средних специальных учебных заведений (ССУЗ) и профессионально-технических учебных заведений (ПТУ) потребовало создание впервые в 1965 г. в техническом вузе кафедры педагогических дисциплин.

Главной задачей кафедры педагогических дисциплин было формирование у студентов ИПФ психологических, педагогических и методических знаний, умений и навыков, обеспечивающих квалифицированное выполнение ими своих функций в педагогической деятельности. Следует подчеркнуть, что продолжительное время кафедра оставалась единственной в СССР кафедрой педагогического профиля в техническом вузе. Кафедра занимала лидирующее положение в разработке психолого-педагогической документации по подготовке студентов ИПФ для всех вузов бывшего СССР. Учебные программы курсов «Психология», «Педагогика», «Методика преподавания» были разработаны сотрудниками кафедры Петриковым В.Т., Жаком В.Г., Бытевым А.А., Лобачем И.И., Пальчевским Б.В. Кавецким И.Т., Соломахиным В.Д., Гулиным-Голубковым В.К. и утверждены в союзном министерстве образования в качестве типовых. Разработанные кафедрой программы основных курсов, методические комплексы, нормативные документы (инструкции) по проведению педагогических практик послужили базой для других вузов СССР и зарубежных стран, ведущих подготовку инженерно-педагогических кадров.

Кафедру педагогических дисциплин возглавлял с 1965 по 1980 г. Петриков В.Т., к.пед.н., доцент, зам. Министра высшего и среднего специального образования республики. В период с 1980 по 1987 г. кафедрой заведовал Лобач И.И., выпускник ИПФ, к. психол.н., доцент. С 1987 по 1998г. кафедрой руководил Жак В.Г., к.пед.н., доцент. В 1998 г. кафедра педагогических дисциплин была преобразована в кафедру «Инженерная педагогика и психология» в связи с открытием на ИПФ новой специальности «Трудовое обучение», которую возглавил Черновец В.И. - выпускник ИПФ, к.т.н., доцент. В 2001 году решением Совета БГПА кафедра «Инженерная педагогика и психология» была разделена на две кафедры «Технология. Методика преподавания» и «Психология». С 2001 по 2005 г кафедру «Психология» возглавлял Лобач И.И., к.психол.н., доцент. С 2005 по 2013 год. заведующим кафедрой  был избран Клименко В.А., д.соц.н., профессор, выпускник ИПФ 1984 года. С 2013 года кафедру вновь возглавил Лобач И.И.

Главными принципами работы кафедры «Психология» в новых условиях являются: опора на новейшие научные достижения; ориентация на запросы современной практики; постоянный поиск и внедрение инновационных технологий обучения; развитие материально-технического обеспечения учебного процесса.

Кафедра «Психология» имеет высокий кадровый потенциал. Профессорско-преподавательский состав кафедры в настоящее время составляет 10 человек: докторов наук, профессоров - 1, кандидатов, доцентов – 3, старших преподавателей – 5, преподавателей – 1. Учебно-вспомогательный персонал составляет 2 человека.

В общеуниверситетском плане кафедра «Психология» проводит со всеми студентами лекционные и практические занятия по дисциплине  «Основы психологии и педагогики»  интегрированного модуля «Философия», по дисциплине «Психология труда» специализированного модуля «Философия», с магистрантами по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы». Со студентами автотракторного факультета специальности «Организация дорожного движения» – по дисциплине  «Психофизология участников дорожного движения».

Со студентами ИПФ проводит занятия по дисциплинам «Психология», «Психология профессионального образования» и «Гендерные основы профессиональной деятельности». В рамках учебной работы кафедра дает фундаментальную психологическую подготовку студентам  по общей, возрастной, педагогической, социальной, инженерной психологии и психологии труда, осуществляет психологическое руководство педагогической практикой.. По всем учебным дисциплинам преподавателями кафедры разработаны и утверждены в установленном порядке учебные программы, изданы учебные и учебно–методические пособия. Важной задачей кафедры является также разработка учебно-программной документации проведению педагогической практики, государственного экзамена и написанию дипломной работы. В целом сотрудниками кафедры «Психология» с 2001 года опубликовано более 200 учебно–методических и научных работ.

Значительное место кафедра отводит научно-исследовательской работе. Преподавателями кафедры в рамках ГКПНИ на 2006–2010 годы «Экономика и общество» выполнено задание 5.11. «Профессиональная социализация студентов технических вузов (методологические аспекты). В период 2006-2015гг кафедра выполняла госбюджетные темы  «Теоретические основы формирования содержания инженерного образования (на примере блока социально–гуманитарной подготовки учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики») и «Психолого-педагогические и социальные аспекты развития высшего технического образования.» В настоящее время преподаватели кафедры проводят научные исследования по теме «Психолого-педагогические аспекты гуманитаризации образовательного процесса в техническом вузе (на примере блока социально-гуманитарной подготовки интегрированного модуля «Философия» учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» и специализированного модуля учебной дисциплины «Психология труда»)».

Ежегодно преподаватели кафедры готовят команду студентов БНТУ для участия в международной олимпиаде по основам психологии и педагогики «Личность в Игре», которая проходит на базе Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. На протяжении трех лет команда нашего университета занимает призовые места. В 2015 году по итогам четырех этапов команда заняла второе место. Всего было получено 12 дипломов и благодарностью отмечена работа руководителя команды Каминской Т.С.

По итогам смотра-конкурса среди факультетов, кафедр и других структурных подразделений кафедра «Психология» была неоднократно признана лучшей гуманитарной кафедрой университета и занимала призовые места среди общеобразовательных кафедр.

 

P1jpg p2p3 p4

Кафедра «Психология» сотрудничает с Институтом социологии НАН Беларуси, Гомельским государственным техническим университетом им. П.О. Сухого, Университетом Инхолланд (Нидерланды) и другими научными и образовательными учреждениями.

Сотрудники

Список

профессорско-преподавательского состава кафедры «Психология»

 

ФИО

Должность, ученая степень и звание

Адрес – аудитория

Телефон

E-mail

Область научной деятельности

Shershnyova_T.V._3

Шершнева

Татьяна

Викторовна

Заведующий кафедрой, кандидат психологических наук, доцент

а. 208 к 20

(017) 267-76-46

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

  1. Психология профессионального образования, психология управления и делового общения, когнитивная психологи

Особенности отношения к насилию в семье в юношеском возрасте / Т.В. Шершнёва // Психологические основы информационного и развивающего обеспечения студентов: сб. науч. ст. / редкол.: Л.В. Марищук (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Тесей, 2011. – С. 135-142. 

Психологическое содержание систематизации понятий в процессе профессиональной подготовки кадров для сферы культуры и искусства / Т.В. Шершнёва // Культура України. Вип. 42. У 2 ч. Ч. 1: зб. наук. пр./ М-ва культури України, Харк. держ. акад. культури; за заг. ред. В.М. Шейка. – Х.: ХДАК, 2013. –· С. 139-148. 

Гендерные особенности синдрома эмоционального выгорания у работников системы здравоохранения / Т.В. Шершнёва // Актуальные проблемы медицины: сб. науч. ст. Респ. науч.-практ. конф. и 22-й итог. науч. сессии Гомельского государственного медицинского университета (Гомель, 14–15 ноября 2013·года) : В 4 т. – Т.·4. – Гомель: Гомельский государственный медицинский университет, 2014. – Т. 4. – С. 211-214. 

Проблемы психологической готовности современных студентов к обучению в вузе / Т.В. Шершнёва // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник. статей по материалам IV Международной научно-практической конференции 25-27 декабря 2013года: в 2 ч./под общ. ред. проф. Л.М. Попова, проф. Н.М.·Швецова. - Йошкар-Ола: МОСИ – ООО «СТРИНГ», 2014.-Ч.2. – С.350-355. 

Опыт формирования психолого-педагогических компетенций у магистрантов технических университетов / Т.В. Шершнёва // Информационные системы и коммуникативные технологии в современном образовательном процессе: сборник научных трудов / редкол.: Т.С. Волкова, Ю.Б. Шувалова; М-во образ. и науки Пермского края, федеральное гос. бюджет. образ. учреждение высшего образ. «Пермская гос. с.-х. акад. им. акад. Д.Н. Прянишникова», Центр социально-псих. исследов., Белорусский гос. агр. техн. ун-т. – Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2014. – С. 131-135. 

Нетрадиционные формы организации учебных занятий как фактор развития психолого-педагогической компетентности выпускников магистратуры / Т.В. Шершнёва // Переработка и управление качеством сельскохозяйственной продукции: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Минск, 26-27 марта 2015г. / под общ. ред. В.Я.·Груданова.·– Минск: БГАТУ, 2015. – С. 285-288. 

Klim

Клименко

Валерий

Адамович

Профессор кафедры,

доктор социологических наук, профессор

а. 210 к 20

(017) 267-76-46

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Психология и социология профессионального образования. Проблемы социальной стратификации и социальной мобильности в переходном обще

Профессиональная социализация студентов технических вузов: коллективная монография / В.А. Клименко [и др.]; под ред. В.А. Клименко. – Минск, БНТУ, 2011. – 245с. 

Социокультурные функции высшего образования в современном обществе / В.А. Клименко [и др.]; под ред. В.А. Клименко – Минск: Право и экономика, 2014, - 248 с. 

Основы психологии и педагогики: методическое пособие для студентов технических вузов / И.И. Лобач [и др.]; под общ. ред. И.И. Лобача, В.А. Клименко. – Минск: БНТУ, 2014. – 304 с. 

ostr

Островский

Сергей

Николаевич

Доцент кафедры,

кандидат психологических наук, доцент

а. 210 к. 20

(017) 267-76-46

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Проблемы семейного воспитания; психология общения; духовно-нравственное воспитание

Роль духовно-нравственных ценностей в формировании личности //Сацыяльна-педагагiчная работа. –· 2012. – № 9. – С. 50-53.

Психология семейных отношений // Основы психологии и педагогики: методическое пособие для студентов технических вузов / И.И. Лобач [и др.]; под общ. ред. И.И. Лобача, В.А. Клименко. – Минск: БНТУ, 2014. – С. 280-301.

Сущность трудовой деятельности // Психология труда: учебно-методическое пособие; под ред. И.И. Лобача· [Электронный ресурс] – Минск, БНТУ. 2014. – 1 электронный диск. Рег.№ ЭИБНТУ /ИПФ 10-46.2014. БНТУ.-1 электронный диск
lob

Лобач

Иосиф

Иосифович

Доцент кафедры,

кандидат психологических наук, доцент

а. 210 к. 20

(017) 267-76-46

Психология профессионального образования. Формирование личности специалиста

Профессиональная ориентация и е влияние на выбор молодежью профессии и сферы деятельности // Профессиональная социализация студентов технических вузов: коллективная монография / В.А. Клименко [и др.]; под ред. В.А. Клименко. – Минск, БНТУ, 2011. – С. 69-81.

Основы психологии и педагогики: методическое пособие для студентов технических вузов / И.И. Лобач [и др.]; под общ. ред. И.И. Лобача, В.А. Клименко. – Минск: БНТУ, 2014. – 304 с.

Психология: лабораторные работы для студентов специальностей: 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)», 1-02 06 02-«Технология. Дополнительная специальность» /сост. И.И. Лобач. – Минск: БНТУ, 2012. – 177с.

Belan

Белановская

Елена

Евгеньевна

Старший преподаватель

а. 210 к 20

(017) 267-76-46

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Проблемы формирования профессиональной компетентности преподавателя высшей школы

Психология управленческой деятельности // Основы психологии и педагогики: методическое пособие для студентов технических вузов / И.И. Лобач [и др.]; под общ. ред. И.И. Лобача, В.А. Клименко. – Минск: БНТУ, 2014. – С. 211-234.

Работоспособность человека и проблема психических состояний в профессиональной деятельности // Психология труда: учебно-методическое пособие для проведения практических занятий; под ред. И.И. Лобача – [Электронный ресурс] – Минск, БНТУ. 2015. – 1 электронный диск. Рег.№ ЭИБНТУ /ИПФ 10-86.2015. БНТУ.-1 электронный диск.

dana

Данильчик

Ольга

Владимировна

Старший преподаватель

а. 210 к 20

(017) 267-76-46

Профессиональное становление студентов

Психология управленческой деятельности // Основы психологии и педагогики: методическое пособие для студентов технических вузов / И.И. Лобач [и др.]; под общ. ред. И.И. Лобача, В.А. Клименко. – Минск: БНТУ, 2014. – С. 211-234.

Работоспособность человека и проблема психических состояний в профессиональной деятельности // Психология труда: учебно-методическое пособие для проведения практических занятий; под ред. И.И. Лобача – [Электронный ресурс] – Минск, БНТУ. 2015. – 1 электронный диск. Рег.№ ЭИБНТУ /ИПФ 10-86.2015. БНТУ.-1 электронный диск.

Kam


Каминская

Татьяна

Сергеевна

Старший преподаватель

а. 210 к 20

(017) 267-76-46

Ценностные ориентации молодежи

Субъективные факторы профессиональной социализации· студентов технического вуза // Профессиональная социализация студентов технических вузов: коллективная монография / В.А. Клименко [и др.]; под ред. В.А. Клименко. – Минск, БНТУ, 2011. – С. 90-105.

Ценностные ориентации студентов высших технических учебных заведений // Социокультурные функции высшего образования в современном обществе / В.А. Клименко [и др.]; под ред. В.А. Клименко – Минск: Право и экономика, 2014, - С. 87-95.

Познавательные процессы личности. Индивидуально-типологические свойства личности // Основы психологии и педагогики: методическое пособие для студентов технических вузов / И.И. Лобач [и др.]; под общ. ред. И.И. Лобача, В.А. Клименко. – Минск: БНТУ, 2014. – С. 53-94.

polik

Поликша

Елена

Вячеславовна

- Старший преподаватель

а. 210 к 20

(017) 267-76-46

Влияние ценностных ориентаций на строение мотивационной сферы студентов

Субъективные факторы профессиональной социализации· студентов технического вуза // Профессиональная социализация студентов технических вузов: коллективная монография / В.А. Клименко [и др.]; под ред. В.А. Клименко. – Минск, БНТУ, 2011. – С. 90-105.

Ценностные ориентации студентов высших технических учебных заведений // Социокультурные функции высшего образования в современном обществе / В.А. Клименко [и др.]; под ред. В.А. Клименко – Минск: Право и экономика, 2014, - С. 87-95.

Познавательные процессы личности. Индивидуально-типологические свойства личности // Основы психологии и педагогики: методическое пособие для студентов технических вузов / И.И. Лобач [и др.]; под общ. ред. И.И. Лобача, В.А. Клименко. – Минск: БНТУ, 2014. – С. 53-94.

shap

Шапошник

Марина

Алексеевна

Старший

преподаватель

а. 210 к 20

(017) 267-76-46

Проблемы идеологической и воспитательной работы в высшей школе

Понятие личности в психологии // Основы психологии и педагогики: методическое пособие для студентов технических вузов / И.И. Лобач [и др.]; под общ. ред. И.И. Лобача, В.А. Клименко. – Минск: БНТУ, 2014. – С. 23-53

Психология трудовой деятельности // Психология труда: учебно-методическое пособие для проведения практических занятий; под ред. И.И. Лобача – [Электронный ресурс] – Минск, БНТУ. 2015. – 1 электронный диск. Рег.№ ЭИБНТУ /ИПФ 10-86.2015. БНТУ.-1 электронный диск.

Полуйчик

Татьяна

Васильевна

Преподаватель

а. 210 к 20

(017) 267-76-46

Гендерные особенности профессионального самоопределения студентов технического вуза

Учебно-вспомогательный персонал:

matal

Маталыго

Людмила

Евгеньевна

Ведущий инженер

а. 206 к 20

(017) 267-76-46

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

shestak

Шестак

Наталья

Александровна

Инженер 1 категории

а. 210 к 20

(017) 267-76-46


  1.  
    1.  
      1. Особенности отношения к насилию в семье в юношеском возрасте / Т.В. Шершнёва // Психологические основы информационного и развивающего обеспечения студентов: сб. науч. ст. / редкол.: Л.В. Марищук (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Тесей, 2011. – С. 135-142.
      2. Психологическое содержание систематизации понятий в процессе профессиональной подготовки кадров для сферы культуры и искусства / Т.В. Шершнёва // Культура України. Вип. 42. У 2 ч. Ч. 1: зб. наук. пр./ М-ва культури України, Харк. держ. акад. культури; за заг. ред. В.М. Шейка. – Х.: ХДАК, 2013. –· С. 139-148.
      3. Гендерные особенности синдрома эмоционального выгорания у работников системы здравоохранения / Т.В. Шершнёва // Актуальные проблемы медицины: сб. науч. ст. Респ. науч.-практ. конф. и 22-й итог. науч. сессии Гомельского государственного медицинского университета (Гомель, 14–15 ноября 2013·года) : В 4 т. – Т.·4. – Гомель: Гомельский государственный медицинский университет, 2014. – Т. 4. – С. 211-214.
      4. Проблемы психологической готовности современных студентов к обучению в вузе / Т.В. Шершнёва // Психологическое сопровождение образования: теория и практика: сборник. статей по материалам IV Международной научно-практической конференции 25-27 декабря 2013года: в 2 ч./под общ. ред. проф. Л.М. Попова, проф. Н.М.·Швецова. - Йошкар-Ола: МОСИ – ООО «СТРИНГ», 2014.-Ч.2. – С.350-355.
      5. Опыт формирования психолого-педагогических компетенций у магистрантов технических университетов / Т.В. Шершнёва // Информационные системы и коммуникативные технологии в современном образовательном процессе: сборник научных трудов / редкол.: Т.С. Волкова, Ю.Б. Шувалова; М-во образ. и науки Пермского края, федеральное гос. бюджет. образ. учреждение высшего образ. «Пермская гос. с.-х. акад. им. акад. Д.Н. Прянишникова», Центр социально-псих. исследов., Белорусский гос. агр. техн. ун-т. – Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2014. – С. 131-135.
      6. Нетрадиционные формы организации учебных занятий как фактор развития психолого-педагогической компетентности выпускников магистратуры / Т.В. Шершнёва // Переработка и управление качеством сельскохозяйственной продукции: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Минск, 26-27 марта 2015г. / под общ. ред. В.Я.·Груданова.·– Минск: БГАТУ, 2015. – С. 285-288.
Специальности

Кафедра «Психология» обеспечивает осуществление образовательной и научной деятельности, а также учебно-методической работы по учебным дисциплинам:

Психофизиология участников дорожного движения

Психология

Психология профессионального образования

Педагогика и психология высшей школы

Психология труда

Основы психологии и педагогики

На кафедре функционирует лаборатория «Психология», оснащенная приборами для изучения свойств высшей нервной деятельности, внимания, восприятия, психомоторных свойств личности и др.

Документы


Дисциплины, читаемые работниками кафедры:

Психофизиология участников дорожного движения

Психология

Психология профессионального образования

Педагогика и психология высшей школы

Психология труда

Основы психологии и педагогики^

Программные вопросы по дисциплине "Психология труда"

Программные вопросы по дисциплине "Основы психологии и педагогики"

Список учебных и учебно-методических пособий кафедры

 

  1. Основы психологии и педагогики. Учебное пособие для студентов БНТУ; под ред. В.А. Клименко, И.И. Лобача [учебное электронное издание].-Минск, БНТУ.- 2010.-1 электронный диск (405 c.).
  2. Основы психологии и педагогики. Теория и практика: учебное пособие для технических вузов/ Е.Е. Белановская [и др.]; под ред. И.И. Лобача, В.А. Клименко. – Мн.: БНТУ.-2005.- 346 с.
  3. Клименко В.А. Педагогика и психология высшей школы: учебная программа и методические указания  для магистрантов БНТУ / В.А. Клименко. – Минск: БНТУ, 2011. – 25 с.
  4. Лобач И.И. Психология: учебно-методическое пособие к лабораторным работам для студентов специальностей  1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)» 1-02 06 02-«Технология. Дополнительная специальность» / И.И. Лобач. – 2-е изд, дополненное и переработанное. – Минск: БНТУ, 2011. – 160 с.
  5. Сидорович В.Б. Теория и практика психодиагностики: учебно-методическое пособие.  –  Мн.: БНТУ, 2008. – 77 с.
  6. Островский С.Н. Психология управления: учебно-тематическое пособие для студентов технических вузов.  –  Мн.: БНТУ, 2008 – 139 с.
  7. Лобач И.И. Физиология и психология участников дорожного движения – Мн.: БНТУ, 2007 – 15 с.
  8. Психология: методическое руководство для слушателей института повышения квалификации и переподготовки кадров: в трех частях / под ред. И.И. Лобача. – Мн.: БНТУ, 2006–2007. ч 1–3.
  9. Данильчик О.В. Психология развития: учебно–методическое пособие для студентов специальности 1–02 06 02–02 «Технология. Профориентационная психология». – Мн.: БНТУ, 2006. – 76 с.
  10. Сидорович В.Б. Теория и практика психодиагностики: учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-02 06 02-02 «Технология. Профориентационная психология». – Мн.: БНТУ.– 2006. – 72 с.
  11. Лобач И.И. Психология. Учебно–методическое пособие к лабораторным работам для студентов ИПФ. – Мн.: БНТУ, 2006.
  12. Психологическая практика. Учебно–методическое пособие. – Мн.: БНТУ, 2006. – 44 с.
  13. Лобач И.И. Основы психологии и педагогики высшей технической школы. Программа и методические указания для магистрантов и аспирантов. – Мн.: БНТУ, 2005. – 20 с.
  14. Основы психологии и педагогики. Учебно–методическое пособие для студентов инженерных специальностей. – Мн.: БНТУ, 2005. – 116 с.
  15. Лобач И.И. Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Психология» для студентов-заочников инженерно-педагогических специальностей. –  Мн.,2003. – 15 с.
  16. Методические указания по изучению курса "Профилактика наркомании, ВИЧ-инфекции, СПИДа" для студентов инженерных специальностей БГПА. – Мн.: Изд-во БНТУ. – 2002, – 16 с.
  17. Методические руководство для слушателей специальности «Практическая психология». /Под ред. Лобача И.И. Часть 1-3. –  Мн.,2002. – 175с.
  18. Методические указания по дисциплине «Основы психологии и педагогики» для студентов инженерных специальностей» / Под ред. Лобача И.И. БГПА. – Мн., 2001.
  19. Лобач И.И. Методические указания к выполнению курсовой работы по курсу «Психология» для студентов инженерно-педагогических специальностей. – Мн.:УП «Технопринт», 2002. – 14 с.
  20. Кавецкий И.Т., Лобач И.И., Самусевич В.П. Психология управления. Часть 1 и 2. Учебное пособие. – Мн., 1997. – 132 с.
  21. Зеер Э.Ф., Лобач И.И. Психология профессионального обучения и воспитания учащихся ПТУ. Текст лекций. – Свердловск, 1988. – 56 с.
  22. Психолого-педагогические основы деятельности куратора академической группы. Методические рекомендации. / Под общ. ред. И.И. Лобача. – Мн.: Ротапринт БПИ, 1986. – 72 с.
  23. Педагогическая практика студентов инженерно-педагогических специальностей. / Под общ. редакцией И.И. Лобача, В.Г. Жака. – Мн.: Вышэйшая школа, 1985. – 72 с.

Полный список публикаций работников каафедры

НИР и НИРС

В настоящее время на кафедре «Психология» выполняется 2 задания НИОКР:

 

1. Госбюджетная тема кафедры на 2011-2015 гг. «Психолого-педагогические и социальные аспекты развития высшего технического образования» (за счет 2-й половины рабочего дня ППС, руководитель НИР - Клименко В.А.).

Целью исследования является рассмотрение психолого-педагогических и социальных аспектов развития высшего технического образования,  разработка концептуальных основ опережающего (инновационного) развития высшей технической школы Беларуси. 

Объектом исследования является система высшего технического образования Республики Беларусь.

Предмет - психолого-педагогические и социальные основания профессиональной подготовки специалистов в высшей технической школе и  модернизации в целом  системы высшего технического образования страны.    

2. Научное исследование по теме «Исследование особенностей функционирования высшего технического образования в Республике Беларусь» в рамках выполнения совместно с Институтом социологии НАН Беларуси НИР «Высшее профессиональное образование как фактор интеграции и дифференциации в современном белорусском обществе» (Договор № Г11ОБ-11 с БРФФИ от 15 апреля 2011 г., срок выполнения- 2 года, руководитель темы - Клименко В.А.).

Целью работы является выявление особенностей развития высшего технического образования в современных условиях, разработка комплекса научно-практических рекомендаций по совершенствованию деятельности высших технических учебных заведений Республики Беларусь.

В рамках НИР на кафедре ежегодно проходит секция НТК "Наука - образованию, производству, экономике" (апрель).

НИРС на кафедре реализуется в постоянном участии студентов на конференциях с докладами, конкурсе научных работ студентов (РКНРС), а так же в различных выставках. Наиболее активные студенты получают вместе с основным дипломом диплом Активиста  НИРС.

В рамках НИРС на кафедре ежегодно проходит секция "Психология" СНТК "Инженерно-педагогическое образование в XXI веке" (апрель).

Председатель секции: д.соц.н., проф. Клименко В.А. Зам. председателя: к.пс.н, доцент. Островский С.Н. Секретарь: Шестак Н.А. ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript для контактов).

1. Госбюджетная тема кафедры на 2016-2020 гг. «Психолого-педагогические аспекты гуманитаризации образовательного процесса в техническом вузе (на примере блока социально-гуманитарной подготовки интегрированного модуля «Философия» учебной дисциплины «Основы психологии и педагогики» и специализированного модуля учебной дисциплины «Психология труда»)» (за счет 2-й половины рабочего дня ППС, руководитель НИР – Лобач И.И.).

Цель исследования – оптимизация структуры и содержания социально- гуманитарной подготовки, разработка научно-обоснованой модели методического обеспечения социально-гуманитарного обучения и воспитания студентов в условиях технического вуза (на примере учебных дисциплин «Основы психологии и педагогики» и «Психология труда»).

Исходя из цели исследования, в работе намечается осуществить следующие задачи:

1  анализ проблем гуманитаризации труда в современных условиях;

2  изучение требований современного производства к социально-профессиональным качествам будущего современного специалиста-инженера;

3  определение основных социальных функций высшей школы в  современных условиях;

4  анализ структуры и содержания социально-гуманитарной подготовки в высших технических учебных заведениях;

5  исследование основных подходов к формированию профессионально значимых качеств современного специалиста;

6  разработка научно-обоснованной модели личности современного инженера;

7  изучение гендерных различий в профессиональном самоопределении студентов технического вуза;

8  исследование ценностных ориентации студентов технического вуза, в структуре профессионально важных качеств будущего инженера;

9  изучение влияния современных образовательных технологий на развитие личности студента;

10                   разработка системы психолого-педагогических принципов и критериев определения содержания социально-гуманитарной подготовки;

11                   разработка модели учебно-методического обеспечения социально-гуманитарной подготовки в техническом вузе (на примере учебных дисциплин «Основы психологии и педагогики» и «Психология труда»).

Календарный план работы

этапа

Сроки выполнения

Виды и наименование работ по этапу

Вид отчетности по результатам выполнения работы

начало

Окончание

1

I кв.2016

II кв.2016

Тенденции развития высшего образования в РБ; анализ проблем гуманитаризации труда в современных условиях

Представление рукописи

2

III кв.2016

IV кв.2016

Изучение требований современного производства к социально-профессиональным качествам будущего современного специалиста-инженера

Представление рукописи

3

I кв.2017

II кв.2017

Определение и активизация основных социально психологических функций высшей школы в современных условиях

Представление рукописи

4

III кв.2017

IV кв.2017

Анализ структуры, содержания и тенденций развития социально-гуманитарной подготовки студентов в высших технических учебных заведениях

Представление рукописи

5

I кв.2018

II кв.2018

Исследование основных подходов к формированию профессионально значимых качеств современного специалиста; формирование ключевых компетенций личности

Представление рукописи

6

III кв.2018

IV кв.2018

Разработка научно-обоснованной модели личности современного инженера; разработка системы профессинальной ориентации и отбора; выявление гендерных различий в профессиональном самоопределении студентов технического вуза

Представление рукописи

7

I кв.2019

II кв.2019

Исследование ценностных ориентаций студентов технического вуза, в структуре профессионально важных и личностно-значимых качеств будущего инженера

Представление рукописи

8

III кв.2019

IV кв.2019

Изучение влияния современных образовательных технологий на развитие личности студента

Представление рукописи

9

I кв.2020

II кв.2020

Разработка системы психолого-педагогических принципов и критериев определения содержания социально-гуманитарной подготовки

Представление рукописи

10

III кв.2020

IV кв.2020

Разработка научных рекомендаций по совершенствованию социально-гуманитарного образования в техническом вузе; разработка модели учебно-методического обеспечения социально-гуманитарной подготовки в высшей технической школе (на примере учебных дисциплин «Основы психологии и педагогики» и «Психология труда»)

Представление рукописи

В рамках НИР на кафедре ежегодно проходит секция НТК "Наука - образованию, производству, экономике" (апрель).

НИРС на кафедре реализуется в постоянном участии студентов на конференциях с докладами, конкурсе научных работ студентов (РКНРС), а так же в различных выставках. Наиболее активные студенты получают вместе с основным дипломом диплом Активиста  НИРС.

В рамках НИРС на кафедре ежегодно проходит секция "Психология" СНТК "Инженерно-педагогическое образование в XXI веке" (апрель).

Председатель секции: к. психол.н., доцент Лобач И.И. зам. председателя: к.психол.н, доцент. Островский С.Н. Секретарь: Шестак Н.А. ( электронный адрес ps-ipf@bntu.by).