ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Факультеты

Автотракторный факультет

Кафедра "Тракторы"

Адрес: 220013 г. Минск, ул. Я. Коласа, 12, учебный корпус №8 (смотреть на карте)

4-й этаж 8-го корпуса, a. 411
Тел.: (8-017) 293-95-96 
тел./факс: (8-017) 331-00-48
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Факультеты

КАФЕДРЫ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

О кафедре

Кафедра «Тракторы» была создана в 1953 году. При кафедре работает лаборатория НИЛ ТМСО, занимающаяся вопросами повышения технического уровня тракторной и специальной гусеничной и колесной техники, городского электрического транспорта.

Сотрудники кафедры активно участвуют в создании новых моделей мобильных машин на ПО «МТЗ», ОАО «МЗКТ», ОАО «Белкоммунмаш», ОАО «Амкодор» и др. Кафедра «Тракторы» является ведущей научной школой по колесным и гусеничным машинам с технологическими комплексами многоцелевого назначения. В составе преподавателей сочетается весь комплекс требований современного машиностроительного производства, научного исследования, создания новых конструкций машин, их производства и эксплуатации.

trak06

Учебный процесс организуется кафедрой «Тракторы» совместно с ведущими кафедрами автотракторного и энергетического факультетов. По заказу предприятий и организаций кафедра может осуществить углубленную подготовку выпускников по различным направлениям, в том числе в области автоматизированного проектирования, микропроцессорных систем управления и диагностики, исследований и испытаний транспортных средств с автоматическим тяговым электроприводом, а также устройств их электроснабжения.

В 1975 году совместным приказом министров тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и высшего и среднего специального образования БССР на Минском тракторном заводе была организована кафедра «Колесные тракторы». Это позволило сблизить учебный процесс с производством на основе использования опыта высококвалифицированных кадров завода и его материально-технической базы.

Кафедра "Колесные тракторы" размещалась на площадях Минского тракторного завода и работала под методическим руководством кафедры "Тракторы" БНТУ, используя в учебных целях заводскую технику и площади.

С 2011 года кафедра «Колесные тракторы» преобразована в филиал кафедры «Тракторы» БНТУ на ПО «Минский тракторный завод». В настоящее время филиалом руководитВладимир Андреевич Коробкин – специалист в области проектирования и производства специальных гусеничных машин и машин различного народнохозяйственного назначения. В 1964 году окончил Белорусский политехнический институт по специальности «Автомобили и тракторы». С 1986 года кандидат технических наук, с 2005 года ‑ доктор технических наук. Лауреат Ленинской премии и премии Совета Министров РБ, академик академии проблем качества (Россия) и международной академии информационных технологий, заслуженный работник промышленности РБ, лучший изобретатель Минтракторосельхозмаша, научный руководитель 3 заданий ГНТП "Машиностроение", член экспертного Совета ВАК Республики Беларусь, награжден орденом «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд».Автор более 120 научных работ и статей, является одним из авторов книги «Многоцелевые гусеничные шасси» и учебного пособия «Лесные машины «Беларус», имеет более 110 авторских изобретений и патентов, большинство которых внедрены в производство. В настоящее время главный конструктор по специальной технике ПО МТЗ, начальник УКЭР-2, профессор кафедры «Тракторы» БНТУ.

С 1 сентября 2008 году создан филиал кафедры «Тракторы» на Минском заводе колесных тягачей. Возглавил филиал Главный конструктор ОАО «МЗКТ» Николаев Юрий Иванович.

На кафедре «Тракторы» активно ведется патентно-лицензионная работа, а также осуществляется научно-техническое сотрудничество с рядом вузов Польши:

  • Варшавский аграрный университет, город Варшава;
  • Аграрно-техническая академия, город Быдгощ;
  • Плоцкий филиал варшавского технического университета, город Плоцк.

В учебном процессе на кафедре «Тракторы» широко применяются современные технологии обучения, в том числе информационные технологии комплексного проектирования машин на базе автоматизированных рабочих мест конструктора. Локальная компьютерная сеть кафедры имеет выход в Internet. На кафедре функционируют магистратура и аспирантура.

За годы деятельности кафедрой «Тракторы» подготовлено более двух тысяч специалистов для народного хозяйства. На кафедре выполнено и защищено 15 докторских и более 80 кандидатских диссертаций. Ее сотрудниками издано более 340 монографий, учебников и учебных пособий, опубликовано более 1600 статей, создано более 1100 изобретений, выполнено и защищено 15 докторских и 78 кандидатских диссертаций.

Выпускниками кафедры являются: Скойбеда А.Т. – зав. кафедрой «Детали машин» БНТУ, Руктешель О.С. – зав. кафедрой «Автомобили», Сафонов А.И. – зав. кафедрой «Гидропневмоавтоматика и гидропривод», Ивуть Р.Б. –зав. кафедрой «Экономика и управление на транспорте», Молокович А.Д. ‑ зав. кафедрой «Логистика» Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ, Зеленый П.В. – зав кафедрой «Инженерная графика». На кафедре учились, руководители конструкторских школ: Усс И.Н. – генеральный конструктор ПО МТЗ, директор НТЦ РУП МТЗ; Амельченко П.А. и Мелешко М.Г. – бывшие генеральные конструкторы ГСКБ МТЗ; Коробкин В.А. – главный конструктор по специальной технике ПО МТЗ, начальник УКЭР-2; а также Матусевич М.В. – бывший заместитель председателя Комитета Государственного контроля РБ, бывший заместитель председателя Совета Республики;Чаловский Е.В. – бывший первый заместитель министра транспорта и коммуникации РБ; Яцковский В.М. - бывший первый заместитель генерального директора ПО МТЗ.

Сотрудниками кафедры создан комплекс учебников и учебных пособий, за который в 1996 году были удостоены Государственной премии Республики Беларусь проф., д.т.н. В.П. Бойков, проф., к.т.н. С.М. Белов, проф., д.т.н. В.В. Гуськов, проф., д.т.н. Н.В. Богдан, доц., к.т.н. Ю.Е. Атаманов.

Ряд сотрудников кафедры удостоены почетных званий Республики Беларусь: проф., д.т.н. В.П. Бойков, проф., д.т.н. А.М. Сологуб - «Заслуженный изобретатель»; проф., д.т.н. В.В. Гуськов - «Заслуженный деятель науки и техники». Проф., д.т.н. А.Х. Лефаров был удостоен звания «Заслуженный машиностроитель», проф., к.т.н. С.М. Белов - «Заслуженный работник высшей школы».

 


Сотрудники

Профессорско-преподавательский состав кафедры

Бойков
Владимир Петрович


boikov

Заведующий кафедрой

доктор технических наук, профессор

Направление деятельности:

Исследования энергоэффективных и экологически безопасных ходовых систем тракторов и мобильных колесно-гусеничных тягово-транспортных машин.

Контакты: 8корп.,а.411 тел. 8(017)293-95-96

Гуськов
Валерий Владимирович

guskov

Профессор

д.т.н.,профессор

Направление деятельности:

Анализ и синтез системы «местность-машина», теория автомобиля, трактора и других мобильных машин.

Контакты8корп.,а.904а тел.8(017)331-41-21

Вашкевич
Юрий Францевич

vashkevich

Доцент

к.т.н., доцент

Направление деятельности:

Теория автоматизированных систем. Программирование и информационные технологии.

Контакты8корп.,а.411 тел.8(017)293-95-96

Жданович
Чеслав Иосифович

jdanovich

Доцент

к.т.н., доцент

Направление деятельности:

Исследования в области ходовых систем колесных и гусеничных мобильных машин.

Контакты8корп.,а.1004 тел.8(017)292-83-85

Поварехо
Александр Сергеевич

povarekho

Доцент

к.т.н.,доцент

Направление деятельности:

Системы автоматизированного проектирования, исследования систем управления трансмиссиями полноприводных машин.

Контакты8корп.,а.1204 тел.8(017)293-95-20

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Рахлей
Андрей Иванович

rakhlej

Доцент

к.т.н.,доцент

Направление деятельности:

Исследования, создание и производство гидропневмосистем управления узлами и агрегатами колесных и гусеничных машин.

Контакты8корп.,а.411 тел.8(017)293-95-20

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Зантария
Екатерина Вахтанговна

Старший преподаватель

Направление деятельности:

Рисунок, композиция в дизайне.

Контакты: 8корп.,а.411 тел.8(017)293-95-96

Лукьянчик
Вероника Николаевна

lukyanchyk

Старший преподаватель

Направление деятельности: Дизайн колесных и гусеничных машин.

Контакты: 8 корпус, а. 411 , тел. 8(017)293-95-96

Радченко
Павел Викторович

Cтарший преподаватель

Направление деятельности:

Исследования в области городского электротранспорта.

Контакты: 8корп.,а.411 тел.8(017)293-95-96

Плищ
Владимир Николаевич

plisch

Старший преподаватель

Направление деятельности:

Исследования в области нагруженности гусеничных ходовых систем.

Контакты8корп.,а.1002

Поздняков
Николай Анатольевич

pozdnjakov

Старший преподаватель

Направление деятельности:

Исследования в области систем тракторов и мобильных колесно-гусеничных тягово-транспортных машин.

Контакты8корп.,а.411

Перечень научных публикаций работников кафедры

  1. Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Теория: учеб. пособие /  В.П. Бойков, В.В. Гуськов, В.А. Коробкин ,  В.В. Равино, И.Н. Усс; под общ. ред. д-ра тех. наук, проф. В.П. Бойкова. Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2012. ‑543 с.
  2. Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Основы эргономики и дизайна: учеб. пособие / В.В. Гуськов, В.П. Бойков, Д. В. Клютко, Л. В. Кухаренок .; под общ. ред. д-ра тех. наук, проф. В.П. Бойкова. Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2014-312 с.
  3. Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Проектирование: учеб. пособие / В.П. Бойков, В.В. Гуськов, Ч.И. Жданович; под общ. ред. В.П. Бойкова. – Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2017. – 296 с.

 

Вид публикации

Название публикации

Авторы

Выходные данные:

Место издания, год издания, издательство, количество страниц (для книг); Название журнала, год, том, номер, страницы (с – по) (для журнальных статей); Для публикаций в сборниках – название сборника, место и год издания, издательство, том, страницы (с - по )

Учебные пособия

Конструирование и расчет подвижного состава электрического транспорта. Методическое пособие в 2 частях, часть2: Лабораторные работы

Бойков В.П., Жданович Ч.И., Сологуб А.М.

Минск: БНТУ, 2015. ‑90 с.

САПР узлов и агрегатов машин. Функциональное проектирование. Методическое указание к выполнению лабораторных работ.

Грибко Г.П. Поварехо А.С. Рахлей А.И.

Минск: БНТУ, 2015. ‑41 с.

Методы решения инженерных задач применительно к области транспортного и тягового машиностроения. Учебно-методическое пособие к лабораторным работам по дисциплине «Информатика»

Атаманов Ю.Е. Плищ В.Н. Равино В.В.

Минск: БНТУ, 2015. ‑201 с.

Материалы конференции

Совершенствование привода сдвоенных колёс карьерного автотранспорта

Бобровник А.И., Поздняков Н.А., Варфоломеева Т.А., Гедроить Г.И.

Современные проблемы проектирования автомобилей. Материалы Международной научно-технической конференции, посвящённой 75-литею кафедры «Автомобили». 29-30 октября 2015 года. Минск БНТУ 2015. – С. 82-101.

Определение усилия, действующего от бревна на трелёвочную установку

Бойков В.П., Жданович Ч.И., Калинин Н.В. Мамонов М.И.

Современные проблемы проектирования автомобилей. Материалы Международной научно-технической конференции, посвящённой 75-литею кафедры «Автомобили». 29-30 октября 2015 года. Минск БНТУ 2015. – С. 101-113

Некоторые аспекты моделирования работы коробки передач трактора с гидроподжимными муфтами

Атаманов Ю.Е., Плищ В.Н.

Наука – образованию, производству, экономике. Материалы 13-й международной научно-технической конференции, в 4 т., Т 2 – Минск, БНТУ, 2015. – С 5.

Совершенствование системы отбора мощности тракторов «БЕЛАРУС»

Бобровник А.И.

Наука – образованию, производству, экономике. Материалы 13-й международной научно-технической конференции, в 4 т., Т 2 – Минск, БНТУ, 2015. – С 6.

Вариант решения экстремальной задачи с неполной информацией при анализе надежности трактора

Бойков В.П., Вашкевич Ю. Ф.

Наука – образованию, производству, экономике. Материалы 13-й международной научно-технической конференции, в 4 т., Т 2 – Минск, БНТУ, 2015. – С 7.

Компоновочные схемы многофункционального шасси

Бойков В.П., Дзёма А.А., Жданович Ч.И., Мамонов М.И.

Наука – образованию, производству, экономике. Материалы 13-й международной научно-технической конференции, в 4 т., Т 2 – Минск, БНТУ, 2015. – С 8.

Преобразование аналоговых сигналов в дискретные для систем управления механическими системами

Вашкевич Ю. Ф., Рахлей А. И.

Наука – образованию, производству, экономике. Материалы 13-й международной научно-технической конференции, в 4 т., Т 2 – Минск, БНТУ, 2015. – С 9.

Изменение нормальных реакций на осях тракторного поезда при торможении

Грибко Г.П, Поварехо А.С..

Наука – образованию, производству, экономике. Материалы 13-й международной научно-технической конференции, в 4 т., Т 2 – Минск, БНТУ, 2015. – С 11.

Энергонагруженность тормозных механизмов осей тракторного поезда

Грибко Г.П., Поварехо А.С.

Наука – образованию, производству, экономике. Материалы 13-й международной научно-технической конференции, в 4 т., Т 2 – Минск, БНТУ, 2015. – С 12.

Условия работы машинно-тракторного агрегата при внесении удобрений

Жданович Ч.И., Белевич А.Г.

Наука – образованию, производству, экономике. Материалы 13-й международной научно-технической конференции, в 4 т., Т 2 – Минск, БНТУ, 2015. – С 13.

Семейство колесных тракторов Минского тракторного завода

Зезетко Н.И., Колтович И.А., Павлова В.В., Гуськов В.В., Птичкин А.В.

Наука – образованию, производству, экономике. Материалы 13-й международной научно-технической конференции, в 4 т., Т 2 – Минск, БНТУ, 2015. – С 14.

Современные методы испытаний экспериментальных образцов колесных тракторов семейства «Беларус»

Зезетко Н.И., Колтович И.А., Павлова В.В., Гуськов В.В., Птичкин А.В.

Наука – образованию, производству, экономике. Материалы 13-й международной научно-технической конференции, в 4 т., Т 2 – Минск, БНТУ, 2015. – С 15-16.

Влияние межколесной связи на устойчивость движения трактора при торможении в различных эксплуатационных условиях

Поварехо А.С.

Наука – образованию, производству, экономике. Материалы 13-й международной научно-технической конференции, в 4 т., Т 2 – Минск, БНТУ, 2015. – С 21.

Вероятностное исследование надежности машин

Вашкевич Ю. Ф., Павловец А. А. 

Наука – образованию, производству, экономике. Материалы 13-й международной научно-технической конференции, в 4 т., Т 2 – Минск, БНТУ, 2015. – С 7.

Система автоматического моделирования «SamSim»

Вашкевич Ю. Ф., Колола А. С.

Наука – образованию, производству, экономике. Материалы 13-й международной научно-технической конференции, в 4 т., Т 2 – Минск, БНТУ, 2015. – С 10.

Использование спектрального анализа при 

обработке результатов исследований

Назаренко С.Ф., Поварехо А.С

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.17-18.

Задание случайных воздействий на ходовую систему машин для оценки плавности хода

Гомаль М.И., Поварехо А.С.

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.20-21.

Анализ термонагруженности фрикционных пар тормозных механизмов тракторов

Пархоменко А.В., Поварехо А.С.

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.22.

Качение колесной пары по рельсам

Ровба Т.В., Чуро И.А., Атаманов Ю.Е., Плищ В.Н.

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.23.

Определение кинематических параметров агрегатов для внесения удобрений

Суринович И.А., Татур Д.В., Атаманов Ю.Е., Плищ В.Н.

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.24.

Определение усилий в рабочей ветви гусеничного движителя трактора при разгоне

Сушнёв А.А., Озерец Е.А., Атаманов Ю.Е., Плищ В.Н.

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.25.

Обоснование применения автоматической

блокировки дифференциала для троллейбуса

Ермолайчик А.Г., Атаманов Ю.Е., Плищ В.Н.

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.26.

Выбор тягового электродвигателя электробуса

Врублевский А.И., Атаманов Ю.Е., Плищ В.Н.

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.27.

Исследование положения центра масс (тяжести) на тягово-сцепные свойства

Колтович А.И.,Птичкин А.В., Гуськов В.В.

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.28.

Повышение эксплуатационных качеств трактора беларус 3522

Колтович А.И., Рахлей А.И. Поварехо А.С.

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.29.

Установка демпфера крутильных колебаний в гмп

Болтрукевич Е.В. Рахлей А.И.

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.30.

Система смазки реборд колесной пары низкопольного трамвайного вагона аксм 843

Купрейчик Н.А. Рахлей А.И.

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.31.

Рулевое управление шасси 8х8 И.


Портянков И.А Жданович Ч.

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.32.

Усовершенствование рессорной подвески переднего моста шасси 6х6

Тризно Д.И. Жданович Ч.И.

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.33.

Центральная подкачка шин шасси

 

Кузьмич В.В. Жданович Ч.И

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.34.

Система автоматического моделирования «samsim»

Колола А.С. Вашкевич Ю.Ф.

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.35.

Вероятностное исследование надежности машин

Павловец А.А. Вашкевич Ю.Ф.

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.36-37.

Некоторые аспекты в развитии дизайна тракторов

Асатрян Д.С. Бойков В.П.

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.38-40.

Перспективная концепция рабочего места водителя автомобиля и вариант его исполнения

Гончарова Е.А. Бойков В.П.

НИИРС-2015. Материалы 70-й студенческой научно-технической конференции,- Минск, БНТУ, 2015. – С.41-42.

Научные статьи, опубликованные в научных журналах и других научных изданиях

Выбор способа регулирования тягового асинхронного электродвигателя трактора и построение механической характеристики

Жданович Ч.И., Калинин Н.В.

Наука и техника. – 2015. - №3. – С. 60-67.

 

Преподавателями кафедры издана учебная и методическая литература:

№ 
п/п


Наименование пособия,
авторы

1.

«Гидропневмооборудование и системы  управления мобильных машин». Методические указания по выполнению практических работ. 2010г., Г.П.Грибко, А.С.Поварехо, А.И.Рахлей, А.И.Горбачева.

2.

«Городской электрический транспорт. Курсовое и дипломное проектирование». Учебно-методическое пособие. 2010г., В.П.Бойков, А.М.Сологуб, А.Ф.Андреев, Ч.И.Жданович, В.И.Сидоров, А.С.Поварехо, Ю.Е.Атаманов.

3.

Информатика.
2007г., В.В.Равино, Ю.Е.Атаманов.

4.

«Испытания подвижного состава городского электрического транспорта». Лабораторный практикум. 2008г., А.М.Сологуб, В.В.Равино.

5.

«Исполнительные устройства систем распределения тяговых усилий колесных машин». Учебно-методическое пособие. 1996г., В.В. Ванцевич, В.И.Кабанов, В.Г.Ермаленок.

6.

«Испытания подвижного состава городского электрического транспорта». Лабораторный практикум. 2008г., А.М.Сологуб, В.В.Равино.

7.

«Конструирование и расчет подвижного состава городского электрического транспорта». 1999г., А.А.Успенский, Ч.И.Жданович.

8.

«Конструирование и расчет машин».Лабораторные работы. 2009г. В.П.Бойков, А.Ф.Андреев, Д.А.Дубовик, В.А.Коробкин.

9.

Лабораторные работы. «Теория автоматических систем подвижного состава городского электрического транспорта». 2001г., А.А.Успенский, В.П.Николаев.

10.

Лабораторные работы. Тракторы, автомобили и оборудование в 2-х частях. Часть 1. «Двигатели внутреннего сгорания». 2001г., А.Г.Молош, С.М.Белов.

11.

Лабораторные работы. Тракторы, автомобили и оборудование в 2-х частях. Часть 2. «Трансмиссия ходовая система, механизмы управления и оборудование» 2001г., А.Г.Молош, Г.А.Молош, В.Н.Плищ.

12.

Лабораторные работы. «Теория автоматических систем автомобиля и трактора». 1996г., В.В.Бутько, А.С.Поварехо.

13.

Лабораторный практикум по курсам:«Гидропневмооборудование тракторов и машинно-тракторных агрегатов», «Гидропневмосистемы управления специальных машин», «Гидропневмооборудование подвижного состава ГЭТ». 1998г., Н.В.Богдан, А.И.Рахлей.

14.

Лабораторные работы. «Электрооборудование автомобиля и трактора», «Электротехника автомобиля и трактора» 1990г., С.М.Войчинский, А.А.Мащенский, М.А.Разумовский.

15.

«Математическое моделирование»Методические указания. 2009г.,В.П.Бойков, Г.П.Грибко, А.С.Поварехо, А.И.Рахлей.

16.

Методические указания к практическим работам по курсу «Конструирование и расчет трактора».

1987г., А.Ф.Андреев, Ю.Е.Атаманов

17.

Методические указания, рабочая программа курса, контрольные и курсовая работа. «Теория автоматических систем тракторов и автомобилей». 1994г., В.П.Автушко, В.В.Бутько.

18.

Методические указания, рабочая программа курса. «Контрольные и курсовые работы»1994г., В.П.Автушко, В.В.Бутько.

19.

Методические указания по выполнению дипломного проекта. 2001г., В.П.Бойков, А.Ф.Андреев, С.М.Белов, Ю.М.Жуковский, Г.А.Молош, А.С.Поварехо, А.М.Сологуб, А.А.Успенский.

20.

Методические указания и задания «Теория трактора» в 3-х частях. Часть 2. «Построение технико-экономическиххарактеристик трактора и его узлов» 1990г., А.Ф.Андреев, Ю.Е.Атаманов, В.В.Ванцевич.

21.

Методическое пособие «Математические модели узлов и агрегатов трактора» в 3-х частях. Часть 1.«Математические модели и методы расчета на ЭВМ тракторов» 1992г., Ю.А.Атаманов,  Н.В.Богдан.

22.

Методическое пособие «Математические модели узлов и агрегатов трактора» в 3-х частях.· Часть 2.«Математические модели оптимального проектирования деталей и узлов трактора»1992г., Ю.А.Атаманов, Н.В.Богдан.

23.

Методическое пособие «Математические модели узлов и агрегатов трактора» в 3-х частях.

Часть 3. «Моделирование движения машинно-тракторных агрегатов» 1994г., Ю.Е.Атаманов, Н.В.Богдан.

24.

«Механическое оборудование троллейбуса." Лабораторные работы «Конструкции подвижного состава». 2001г., Ч.И.Жданович, А.Г.Молош, В.Н.Плищ.

25.

Механическое оборудование трамвая. Лабораторные работы «Конструкции подвижного состава ГЭТ». 2001г., Ч.И.Жданович, В.Н.Плищ, А.Г.Молош.

26.

Многоцелевые машины «Курсовое и дипломное проектирование». 2009г., В.П.Бойков, А.Ф.Андреев, А.М.Сологуб, В.А.Коробкин, Ю.М.Жуковский, А.С.Поварехо, В.В.Гуськов.

27.

«Надежность тяговых и транспортных машин.»,«Оценкапоказателей надежности по экспериментальным данным» 2010г., Г.П.Грибко, А.С.Поварехо, А.И.Рахлей, Ю.Д.Карпиевич.

28.

«Оптимизация параметров шин ведущих колес»Методическое пособие. 2006г., В.В.Гуськов.

29.

«Оптимизация положения центра масс и центра давления колесного трактора» Методическое пособие. 2006г., В.В.Гуськов.

30.

«Теория подвижного состава» Лабораторные работы для студентов специальности 1-37 01 05 «Городской электрический транспорт» 2005г., Ю.Е.Атаманов, К.И.Мазаник.

31.

«Тракторы. Дипломное проектирование» 2007г., В.П.Бойков, А.Ф.Андреев, А.М.Сологуб, Ю.М.Жуковский, А.С.Поварехо, А.В.Гуськов.

32.

«Эксплуатация и ремонт подвижного состава городского электрического транспорта» Учебно-методическое пособие. Часть 2. 2010г., А.М.Сологуб, В.В.Равино.

33.

«Эксплуатация и ремонт подвижного состава городского электрического транспорта» Учебно-методическое пособие. Часть 1. 2009г., А.М.Сологуб, В.В.Равино.

34.

«Электрооборудование тракторов»Лабораторный практикум. 2005г., Ю.М.Жуковский, Г.М.Кухаренок.

35

Методическое пособие к практикуму по курсу«Основы художественного конструирования» для студентов специальности 0513 «Автомобили и тракторы». 1985г., В.И.Кабанов.

 

Учебно-вспомогательный состав кафедры «Тракторы»

Фамилия, имя, отчество

Должность

Контакты

Антыменюк
Александр Петрович

antameniuk

заведующий
лабораторией

БНТУ 8корп.,а.317

Станкевич
Людмила Евгеньевна

техник 1 кат.

БНТУ 8корп.,а.411

Белицкая
Екатерина Александровна

техник

БНТУ 8корп.,а.215

Профессорско-преподавательский состав филиала кафедры «Тракторы» на ПО «МТЗ»

Фамилия, имя, отчество

Должность

Ученая степень, звание

Направление деятельности

Контакты

Коробкин Владимир Андреевич  

Руководитель филиала, главный конструктор по специальной технике ПО МТЗ, начальник УКЭР-2 ПО МТЗ

д.т.н.

-

-

Ермаленок Валерий Генрихович

начальник КБ передних ведущих мостов и ходовых систем ПО МТЗ

к.т.н.,
доцент

-

-

Малец Евгений Анатольевич

Преподаватель кафедры «Тракторы»,
1-й заместитель начальни-ка УКЭР-2 по новой технике на РУП МТЗ

-

-

-

Подготовку учебного процесса на филиале обеспечивают инженеры-конструкторы РУП «МТЗ»:

-          Михальченко С.В.,
-          Плищ С.Н.,
-          Кулешов О.И.

Преподавательский состав филиала кафедры «Тракторы» на ОАО «МЗКТ»

Фамилия, имя, отчество

Должность

Ученая степень, звание

Направление деятельности

Контакты

Ячник Андрей Николаевич 

Руководитель
филиала

-

-

-

Зайцев Андрей Петрович

Старший преподаватель кафедры «Тракторы», начальник КБ МЗКТ

-

-

-

Специальности

В настоящее время кафедра «Тракторы» осуществляет подготовку инженеров-механиков по  специальностям:

  • «Тракторостроение» (1-37 01 03)
  • «Многоцелевые гусеничные и колесные машины» (1-37 01 04)
  • «Дизайн гусеничных и колесных машин» (1-37 05 01)
  • «Городской электрический транспорт» (1-37 01 05)

Срок обучения: дневная форма получения образования – 5 лет.

«Тракторостроение» (1-37 01 03).
Обучение по специальности осуществляется в соответствии с разработанными стандартом и учебными планами высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом с использованием комплексного научно-методического обеспеtraktorчения и обширной материально-технической базы. Для учебного процесса характерны углубленная подготовка по таким важнейшим общенаучным и специальным дисциплинам как информатика, системы автоматизированного проектирования, теория трактора, конструирование и расчет трактора, испытание трактора и др.

Подготовку инженерных и научных кадров кафедра “Тракторы” ведет совместно с кафедрой “Колесные тракторы”, которая расположена на производственных площадях Минского тракторного завода и оснащена самым совершенным стендовым испытательным оборудованием, современными системами проектирования машин и учебно-производственной базой.

Выпускники специальности получают квалификацию инженера-механика и могут работать на предприятиях по производству тракторов, автомобилей, дорожных и сельскохозяйственных машин, в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях в должностях инженеров-конструкторов, инженеров-исследователей,руководителей производственных участков, служб и цехов (например, Минский тракторный завод, Минский завод колесных тягачей, ОАО “Амкодор” г.Минск, БелАЗг.Жодино). Полученная в университете квалификация позволяет выпускникам успешно работать на предприятиях и в организациях, занимающихся эксплуатацией и ремонтом автотракторной техники, в центрах по предпродажной подготовке, обслуживанию и комплектованию машинно-тракторных агрегатов.

«Многоцелевые гусеничные и колесные машины»btr (1-37 01 04).
Обучение по специальности осуществляется в соответствии с разработанными стандартом и учебными планами высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом с использованием комплексного научно-методического обеспечения и обширной материально-технической базы. Для учебного процесса характерна углубленная подготовка по новейшим общенаучным и специальным дисциплинам, среди которых системы управления и диагностирования машин, эргономика и обитаемость многоцелевых машин, системы автоматизированного проектирования их узлов и агрегатов.

Подготовку инженерных и научных кадров по этой специальности кафедра "Тракторы" ведет совместно с кафедрой “Колесные тракторы” (МТЗ) и своим филиалом на Минском заводе колесных тягачей. В учебном процессе используется самое современное оборудование, системы комплексного проектирования и учебно-производственная база обоих предприятий.

Выпускники специальности могут работать в отраслях автотракторостроения, транспортного машиностроения и металлообработки, оборонном комплексе, на предприятиях, занимающихся проектированием, изготовлением, испытаниями, эксплуатацией и сервисным обслуживанием современных гусеничных и колесных машин, а также в научно-исследовательских организациях, в высших и средних специальных учебных заведениях (например, Минский завод колесных тягачей, Минский тракторный завод, Минский автозавод, ОАО «Амкодор», «БелАЗ» и др.).

«Городской электрический транспорт» (1-37 01 05).
Обучение по специальности осуществляется в соответствии с разработанными стандартом и учебными планами высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом с использованtrak07ием комплексного научно-методического обеспечения и обширной материально-технической базы.
Выпускники получают квалификацию инженера-электромеханика и подготовлены для работы по конструированию, исследованию, производству, эксплуатации и сервисному обслуживанию транспортных средств с автоматизированным тяговым электроприводом, а также систем их электроснабжения.

В процессе обучения студенты изучают общенаучные и специальные дисциплины, такие как организация производства и менеджмент, теория автоматических систем подвижного состава, электрические подстанции и тяговый электропривод, электроника, системы диагностики и микропроцессорная техника в гор-электротранспорте и др.

Специалисты могут успешно работать в технических службах трамвайных и троллейбусных депо, в метрополитене, на предприятиях, выпускающих троллейбусы, трамваи, электромобили, транспортные средства с электрическими трансмиссиями, в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях (например, УП “Белкоммунмаш”, троллейбусные и трамвайные парки, расположенные в областных центрах Республики Беларусь, Минский метрополитен, «БелАЗ» г. Жодино и др.).

«Дизайн гусеничных и колесных машин» (1-37 05 01) (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ с 2013 года). Подготовка инженеров-дизайнеров осуществляется по дневной форме получения высшего образования.
Полученные выпускниками данной специальности профессиональные знания, умения и навыки позволят им, имея базовую инженерную подготовку, работать в тесном контакте с конструкторами и технологами, совместно создавать дизайн-проекты мобильных машин.

Дизайнер концентрируется на проблемах пользователей, на потребительском качестве, в отличие от инженера-конструктора, который сосредоточен на работоспособности изделия, его техническом качестве и возможностях оптимального производства. Инженеры-дизайнеры отвечают за то, чтобы проектируемый ими продукт был представителен, безопасен, удобен в использовании, пригоден для труда людей.
Подготовка таких специалистов способствует развитию научно-технологического и творческого потенциала инженерного корпуса предприятий, ориентированных на создание и выпуск конкурентоспособной промышленной продукции.
В процессе обучения будущих инженеров-дизайнеров основное внимание уделяется методам и средствам художественного конструирования, требованиям технической эстетики, закономерностям дизайнерского формообразования и композиции в соответствии с мировыми тенденциями,  изучению методик изготовления макетов, макетированию и трехмерному компьютерному моделированию дизайна верхнего строения, интерьеров кабин, рабочего места оператора гусеничных и колесных машин с применением  современных прикладных пакетов программ в области информационных технологий, использованию современных материалов для изготовления и сборки несущих систем мобильных машин.

Выпускники получают квалификацию «инженер-дизайнер» и могут работать в должности дизайнеров, инженеров, художников-конструкторов по разработке дизайн-проектов мобильных машин, в различных сферах, связанных с проектированием, исследованием в области машиностроения, на предприятиях по производству автотракторной техники, средств городского транспорта и других многоцелевых гусеничных и колесных машин, в научно-исследовательских и проектных организациях, в дизайнерских бюро.

Документы

Ознакомиться с Типовыми учебными планами по специальности 1-37 01 03 «Тракторостроение» можно· здесь

Ознакомиться с Типовыми учебными планами по специальности 1-37 01 04 «Многоцелевые гусеничные и колесные машины» можно· здесь

Ознакомиться с Типовыми учебными планами по специальности 1-37 01 05 «Городской электрический транспорт» можно· здесь

Ознакомиться с Типовыми учебными планами по специальности 1-37 05 01«Дизайн гусеничных и колесных машин» можно· здесь

НИР и НИРС

В мае 2005 года НИЛ тракторов, как научное подразделение кафедры в составе НИЧ БНТУ, была переименована в НИЛ тракторов, мобильных систем и оборудования (НИЛ ТМСО) ‑ научный руководитель д.т.н., профессор В.П. Бойков, заведующий лабораторией к.т.н. Ч.И. Жданович. Научные исследования в НИЛ проводят ведущий научный сотрудник, д.т.н. А.М. Мазур, старший научный сотрудник М.И. Мамонов, научные сотрудники Я.С. Калинка, Н.В.Калинин, профессорско-преподавательский состав, аспиранты и студенты кафедры «Тракторы».

Основные направления научной и научно-инновационной деятельности:

-          разработка и исследование тракторов, мобильных машин, сельскохозяйственных машин, их узлов и агрегатов;

-          прочностные расчеты методом конечных элементов;

-          разработка и исследование оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья и производства продуктов питания;

-          разработка новых технологий для производства продуктов питания;

-          разработка компьютерных программ для моделирования тракторов, мобильных машин, сельскохозяйственных машин, оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья и производства продуктов питания;

-          разработка автоматизированных систем проектирования тракторов, мобильных машин, сельскохозяйственных машин, оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья и производства продуктов питания;

-          разработка конструкторской и технологической документации, создание приборов и проведение научных исследований.

Сельскому хозяйству нужны машины не только для выращивания сельскохозяйственной продукции, но и для ее переработки. С 2001 года в НИЛ совместно с ОАО «Машпищепрод» в рамках ГНТП «Агрокомплекс» и «Промышленные биотехнологии» ведутся работы по созданию машин для переработки сельскохозяйственного сырья.

В настоящее время в НИЛ ТМСО совместно НПЧУП «Инжиниринг-эффект» ведутся работы по разработке семейства электрических машин специального назначения на основе новых энергосберегающих технологий. В 2008 году по заказу Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь разработан и изготовлен опытный образец кресла‑коляски с электроприводом. Освоение их производства планируется на РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр».

Кафедра участвует в проведении различных исследований по госбюджетной и хоздоговорной тематикам, в том числе по важнейшим Госпрограммам: «Белавтотракторостроение», «Механика» и др.

Внося вклад в развитие белорусской научной школы машиностроителей, кафедра ведет обучение аспирантов и магистрантов по специальности«Колесные и гусеничные машины».

На кафедре подготовлены и защищены диссертации иностранными специалистами: 4 доктора технических наук и 5 кандидатов технических наук.

Руководителями и консультантами по подготовке диссертаций к защите являлись:

Доктор технических наук, профессор Гуськов В.В. - 10 докторов технических наук и 27 кандидатов технических наук;

Доктор технических наук, профессор Бойков В.П. – 3 доктора технических наук и 9 кандидатов технических наук;

Доктор технических наук, профессор Богдан Н.В. - 1 доктор технических наук и 11 кандидатов технических наук;

Доктор технических наук, профессор Лефаров А.Х. - 1 доктор технических наук и 9 кандидатов технических наук.

В научно-исследовательской работе кафедры активное участие принимают и студенты. Ежегодно до 15 – 25 человек выступают с докладами на республиканских и международных конференциях. По лучшим изысканиям подаются заявки на изобретения, публикуются научные статьи, оформляются работы, для участия в конкурсах, имеется возможность получения грантов. Творчески способные выпускники, проявившие активность в учебе и научной работе, имеют возможность продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре.

Все направления деятельности кафедры и НИЛ непосредственно связаны с производством. Заказчиками многих выполняемых кафедрой научно-исследовательских работ являются ведущие предприятия Республики Беларусь: МТЗ, «Белкоммунмаш», «Амкодор», МЗКТ и др. На их базе проводятся технологическая, конструкторская, преддипломная практики студентов.

Студентам

Преподавателями кафедры издана учебная и методическая литература:

№ 
п/п


Наименование пособия,
авторы

1.

«Гидропневмооборудование и системы  управления мобильных машин». Методические указания по выполнению практических работ. 2010г., Г.П.Грибко, А.С.Поварехо, А.И.Рахлей, А.И.Горбачева.

2.

«Городской электрический транспорт. Курсовое и дипломное проектирование». Учебно-методическое пособие. 2010г., В.П.Бойков, А.М.Сологуб, А.Ф.Андреев, Ч.И.Жданович, В.И.Сидоров, А.С.Поварехо, Ю.Е.Атаманов.

3.

Информатика.
2007г., В.В.Равино, Ю.Е.Атаманов.

4.

«Испытания подвижного состава городского электрического транспорта». Лабораторный практикум. 2008г., А.М.Сологуб, В.В.Равино.

5.

«Исполнительные устройства систем распределения тяговых усилий колесных машин». Учебно-методическое пособие. 1996г., В.В. Ванцевич, В.И.Кабанов, В.Г.Ермаленок.

6.

«Испытания подвижного состава городского электрического транспорта». Лабораторный практикум. 2008г., А.М.Сологуб, В.В.Равино.

7.

«Конструирование и расчет подвижного состава городского электрического транспорта». 1999г., А.А.Успенский, Ч.И.Жданович.

8.

«Конструирование и расчет машин».Лабораторные работы. 2009г. В.П.Бойков, А.Ф.Андреев, Д.А.Дубовик, В.А.Коробкин.

9.

Лабораторные работы. «Теория автоматических систем подвижного состава городского электрического транспорта».2001г., А.А.Успенский, В.П.Николаев.

10.

Лабораторные работы. Тракторы, автомобили и оборудование в 2-х частях. Часть 1. «Двигатели внутреннего сгорания».2001г., А.Г.Молош, С.М.Белов.

11.

Лабораторные работы. Тракторы, автомобили и оборудование в 2-х частях. Часть 2. «Трансмиссия ходовая система, механизмы управления и оборудование» 2001г., А.Г.Молош, Г.А.Молош, В.Н.Плищ.

12.

Лабораторные работы. «Теория автоматических систем автомобиля и трактора». 1996г., В.В.Бутько, А.С.Поварехо.

13.

Лабораторный практикум по курсам:«Гидропневмооборудование тракторов и машинно-тракторных агрегатов», «Гидропневмосистемы управления специальных машин», «Гидропневмооборудование подвижного состава ГЭТ».1998г., Н.В.Богдан, А.И.Рахлей.

14.

Лабораторные работы. «Электрооборудование автомобиля и трактора», «Электротехника автомобиля и трактора»1990г., С.М.Войчинский, А.А.Мащенский, М.А.Разумовский.

15.

«Математическое моделирование»Методические указания. 2009г.,В.П.Бойков, Г.П.Грибко, А.С.Поварехо, А.И.Рахлей.

16.

Методические указания к практическим работам по курсу «Конструирование и расчет трактора».

1987г., А.Ф.Андреев, Ю.Е.Атаманов

17.

Методические указания, рабочая программа курса, контрольные и курсовая работа. «Теория автоматических систем тракторов и автомобилей». 1994г., В.П.Автушко, В.В.Бутько.

18.

Методические указания, рабочая программа курса. «Контрольные и курсовые работы»1994г., В.П.Автушко, В.В.Бутько.

19.

Методические указания по выполнению дипломного проекта. 2001г., В.П.Бойков, А.Ф.Андреев, С.М.Белов, Ю.М.Жуковский, Г.А.Молош, А.С.Поварехо, А.М.Сологуб, А.А.Успенский.

20.

Методические указания и задания «Теория трактора» в 3-х частях. Часть 2. «Построение технико-экономическиххарактеристик трактора и его узлов» 1990г., А.Ф.Андреев, Ю.Е.Атаманов, В.В.Ванцевич.

21.

Методическое пособие «Математические модели узлов и агрегатов трактора» в 3-х частях. Часть 1.«Математические модели и методы расчета на ЭВМ тракторов» 1992г., Ю.А.Атаманов,  Н.В.Богдан.

22.

Методическое пособие «Математические модели узлов и агрегатов трактора» в 3-х частях.· Часть 2.«Математические модели оптимального проектирования деталей и узлов трактора»1992г., Ю.А.Атаманов, Н.В.Богдан.

23.

Методическое пособие «Математические модели узлов и агрегатов трактора» в 3-х частях.

Часть 3. «Моделирование движения машинно-тракторных агрегатов» 1994г., Ю.Е.Атаманов, Н.В.Богдан.

24.

«Механическое оборудование троллейбуса." Лабораторные работы «Конструкции подвижного состава». 2001г., Ч.И.Жданович, А.Г.Молош, В.Н.Плищ.

25.

Механическое оборудование трамвая. Лабораторные работы «Конструкции подвижного состава ГЭТ». 2001г., Ч.И.Жданович, В.Н.Плищ, А.Г.Молош.

26.

Многоцелевые машины «Курсовое и дипломное проектирование». 2009г., В.П.Бойков, А.Ф.Андреев, А.М.Сологуб, В.А.Коробкин, Ю.М.Жуковский, А.С.Поварехо, В.В.Гуськов.

27.

«Надежность тяговых и транспортных машин.»,«Оценкапоказателей надежности по экспериментальным данным»2010г., Г.П.Грибко, А.С.Поварехо, А.И.Рахлей, Ю.Д.Карпиевич.

28.

«Оптимизация параметров шин ведущих колес»Методическое пособие. 2006г., В.В.Гуськов.

29.

«Оптимизация положения центра масс и центра давления колесного трактора» Методическое пособие. 2006г., В.В.Гуськов.

30.

«Теория подвижного состава» Лабораторные работы для студентов специальности 1-37 01 05 «Городской электрический транспорт» 2005г., Ю.Е.Атаманов, К.И.Мазаник.

31.

«Тракторы. Дипломное проектирование» 2007г., В.П.Бойков, А.Ф.Андреев, А.М.Сологуб, Ю.М.Жуковский, А.С.Поварехо, А.В.Гуськов.

32.

«Эксплуатация и ремонт подвижного состава городского электрического транспорта» Учебно-методическое пособие. Часть 2. 2010г., А.М.Сологуб, В.В.Равино.

33.

«Эксплуатация и ремонт подвижного состава городского электрического транспорта» Учебно-методическое пособие. Часть 1. 2009г., А.М.Сологуб, В.В.Равино.

34.

«Электрооборудование тракторов»Лабораторный практикум. 2005г., Ю.М.Жуковский, Г.М.Кухаренок.

35

Методическое пособие к практикуму по курсу«Основы художественного конструирования» для студентов специальности 0513 «Автомобили и тракторы». 1985г., В.И.Кабанов.