ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Факультеты

«Белорусская сеть дорожной безопасности» Be Safe

 

ОБСЕРВАТОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ROAD SAFETY OBSERWATORY

Контакты/Contact
E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Phone: 375173312968

НИЦ дорожного движения logo_oapdd

НОВОСТИ
NEWS

СТАТИСТИКА
STATISTIKS

ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ
RESEARCH AND ANALISES

ДОКУМЕНТЫ
DOCUMENTS

НОВОСТИ
NEWS

To the top

В целях выполнения мероприятий, соответствующих цели и задачам Проекта «Белорусская сеть дорожной безопасности «Be Safe» программы TEMPUS 26-27 октября 2016 года на автотракторном факультете БНТУ состоится международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Young Researchers Seminar 2016». В конференции примут участие молодые исследователи учреждений высшего образования: Белорусского национального технического университета, Белорусского государственного экономического университета, Белорусского государственного университета транспорта, Брестского государственного технического университета.
Руководителями секций являются представители европейских университетов: Римского университета Сапиенса, Афинского государственного технического университета, университета Лофборо (Великобритания).

СТАТИСТИКА
STATISTIKS

To the top

Численность населения Республики Беларусь, тыс. человек

Годы
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Численность населения
9848,8
9800,1
9750,5
9714,2
9689,7
9671,4
9480,2
9481,1
9465,4
9463,3
9468,1
9481
9489,8

 

Сведения о количестве транспортных средств в Республике Беларусь


Годы

Количество транспортных средств

Всего автомобилей

Всего мотоциклов

Всего ТС

индивидуальных

предприятий, организаций и учреждений

автомобили

мотоциклы

прицепы

автомобили

мотоциклы

прицепы

2003

1677633

493547

144495

369410

10599

49763

2047043

504146

2745447

2004

1754176

479528

189685

355397

11297

56397

2109573

490825

2846480

2005

1901916

449340

130372

367628

12152

55187

2269544

461492

2916595

2006

2023298

422221

124384

382542

13642

59151

2405840

435863

3025238

2007

2181372

382807

128949

381012

12328

61157

2562384

395135

3147625

2008

2301804

360860

135032

403561

12890

62092

2868464

360068

3426035

2009

2464903

347178

135411

405771

13209

66549

2870674

360387

3433021

2010

2631452

332399

142921

411213

12917

68602

3042665

345316

3599504

2011

2777149

366675

149920

412945

12601

69629

3190094

379276

3788919

2012

2774832

383348

152686

421700

12684

72542

3196532

396032

3817792

2013

2810248

376984

156409

421308

10964

77477

3231556

387948

3853390

2014

2965701

394984

164201

437198

11449

80509

3402899

406052

4053661

2015

3067524

401309

171135

439350

11948

77760

3507864

413257

4170016

 

Относительные показатели уровня автомобилизации


Показатель

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Коэффициент степени автомобилизации (кол-во всех авто на 1 тыс. жит.)

207,8

215,3

232,8

247,7

264,4

279,7

302,8

320,9

337,0

337,8

341,3

358,9

369,5

Число индивидуальных автомобилей на 1 тыс. жит.

170,3

179,0

195,1

208,3

225,1

238,0

260,0

277,5

293,4

293,2

296,8

312,8

323,2

ДТП с пострадавшими и пострадавшие за период с 2003 по 2015 гг.

To the top

Годы
Число

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

ДТП

7194

7218

7717

8283

7501

7238

6739

6363

5897

5187

4730

4550

4151

Погибло

1764

1688

1673

1726

1518

1564

1322

1190

1200

1039

894

757

664

Ранено

7361

7522

8047

8832

7990

7577

7198

6832

6334

5569

5033

4854

4424

ДТП в н/с

722

755

822

867

855

1012

1022

893

894

702

577

529

497

Тяжесть последствий

19,3

18,3

17,2

16,3

16,0

17,1

15,5

14,8

15,9

15,7

15,1

13,5

13,1

Относительные показатели аварийности с пострадавшими за период с 2003 по 2015 гг.


Показатель

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Число ДТП на 100 тыс. жителей

73,0

73,7

79,1

85,3

77,5

74,8

71,1

67,1

62,3

54,8

50,0

48,0

43,7

Число ДТП на 10 тыс. автомобилей

35,1

34,2

34,0

34,4

29,3

26,8

23,5

20,9

18,5

16,2

14,6

13,4

11,8

Число погибших в ДТП на 10 тыс. автомобилей

8,6

8,4

7,4

7,2

5,9

5,8

4,6

3,9

3,8

3,3

2,8

2,2

1,9

Распределение ДТП с пострадавшими по элементам улиц и дорог за период с 2003 по 2015 гг.


Наименование объекта

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Пешеходный переход нерегулируемый

304
(0,04)

350
(0,05)

395
(0,05)

473
(0,06)

496
(0,07)

550
(0,08)

486
(0,07)

512
(0,08)

606
(0,10)

478
(0,09)

543
(0,11)

538
(0,11)

457
(0,08)

Пешеходный переход регулируемый

115
(0,02)

120
(0,02)

173
(0,02)

129
(0,02)

147
(0,02)

152
(0,02)

129
(0,02)

153
(0,02)

226
(0,04)

189
(0,04)

185
(0,04)

202
(0,04)

185
(0,06)

 

Распределение участников ДТП с пострадавшими по категориям за период с 2003 по 2015 гг.

To the top


Категории участников дорожного движения

Всего
Погибло
Ранено

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Водители

8826
440
1796

8932
397
1879

9648
413
2105

10474
437
2400

9477
398
2181

9270
430
2171

8796
369
2052

8421
329
1999

7696
315
1828

6881
304
1605

6400
247
1496

6013
222
1419

5460
192
1331

Пешеходы

3524
756
2757

3508
725
2773

3529
720
2803

3647
745
2897

3236
601
2631

3011
596
2411

2806
518
2280

2638
483
2147

2455
474
1978

2095
396
1695

1901
371
1527

1842
293
1548

1660
277
1379

Пассажиры

2712
367
2302

2742
393
2308

2995
374
2591

3376
358
2975

3052
365
2649

2984
391
2560

2785
302
2448

2577
256
2286

2471
287
2162

2239
241
1989

1898
194
1691

1748
170
1567

1566
127
1425

Велосипедисты

638
184
450

624
149
468

644
152
488

671
173
493

612
138
466

512
127
382

484
119
358

468
112
350

440
115
323

336
85
249

355
71
281

361
67
288

323
62
258

Возчики

87
17
48

114
19
73

74
12
44

74
12
47

74
11
45

60
12
33

55
7
39

51
5
33

45
8
25

44
10
22

32
4
19

27
4
18

21
4
15

Иные участники

8
0
8

27
5
21

25
2
16

26
1
20

23
5
18

27
8
19

30
7
21

25
5
17

20
1
18

12
3
9

26
7
19

15
1
14

18
2
16

Всего

15795
1764
7361

15947
1688
7522

16915
1673
8047

18268
1726
8832

16474
1518
7990

15864
1564
7576

14956
1322
7198

14180
1190
6832

13127
1200
6334

11607
1039
5569

10612
894
5033

10006
757
4854

9048
664
4424

Распределение ДТП с пострадавшими и пострадавших за период с 2003 по 2015 гг.


Годы

1 ТС и пешеход / Всего

ДТП

Погибло

Ранено

2003

3371 / 7194

760 / 1764

2809 / 7361

2004

3361 / 7218

739 / 1688

2831 / 7522

2005

3370 / 7717

729 / 1673

2855 / 8047

2006

3513 / 8283

749 / 1726

2945 / 8832

2007

3103 / 7501

606 / 1518

2671 / 7990

2008

2872 / 7238

596 / 1564

2431 / 7576

2009

2684/6739

520/1322

2300/7198

2010

2517 / 6363

485 / 1190

2178 / 6832

2011

2361 / 5897

478 / 1200

2021 / 6334

2012

2010 / 5187

396 / 1039

1710 / 5569

2013

1834/4730

371/894

1537/5033

2014

1756/4550

293/757

1555/4854

2015

1586/4151

283/664

1382/4424

Распределение ДТП с пострадавшими по вине основных категорий участников дорожного движения за период с 2003 по 2015 гг.

To the top


Категории участников

ДТП
Погибло
Ранено

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Водители

5013
1232
5578

5226
1223
5866

5857
1222
6559

6247
1225
7210

5680
1106
6462

5695
1201
6326

5334
966
6083

4949
831
5715

4655
862
5370

4112
769
4718

3737
628
4278

3623
557
4097

3330
471
3767

Пешеходы

1844
434
1476

1882
454
1495

1793
446
1409

1863
482
1441

1521
388
1184

1309
356
993

1236
324
942

1193
319
903

1027
313
746

890
248
664

787
244
564

750
192
574

665
176
508

Велосипедисты

300
78
228

288
60
242

303
68
243

327
76
255

292
60
234

241
55
192

218
52
173

235
52
185

201
51
154

156
31
127

185
32
154

179
30
153

157
25
135

Возчики

34
11
27

44
14
46

36
8
36

34
9
32

20
9
18

22
8
19

24
4
27

21
4
27

18
4
19

17
4
21

14
4
14

8
0
12

10
3
12

Распределение ДТП с пострадавшими и пострадавших по причинам нарушения требований ПДД пешеходами за период с 2003 по 2015 гг.


Причина

ДТП
Погибло
Ранено

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Переход через проезжую часть в неустановленном месте

1228

1102

1055
216
872

1154
230
958

907
198
728

710
153
573

682
132
559

605
119
505

507
123
403

442
102
347

369
94
283

379
86
303

330
87
254

Нетрезвое состояние пешехода

575

650

533
101
453

547
105
459

498
87
436

400
74
343

411
83
335

369
66
314

314
76
247

298
64
245

289
71
226

239
59
183

214
51
167

Неожиданный выход из-за ТС, сооружений, деревьев и др.

298

296

217
37
183

217
39
181

213
45
176

202
43
166

156
22
135

167
34
134

146
31
124

104
14
92

77
14
63

81
6
76

104
13
94

Неподчинение сигналам регулирования дорожного движения

71

88

135
11
126

79
5
77

77
4
79

86
11
80

73
7
70

75
6
70

83
10
75

81
12
70

63
8
58

73
4
70

72
10
63

Игра на проезжей части

120

262

239
106
150

235
117
132

163
64
106

156
70
95

156
71
93

165
72
97

178
100
84

70
33
38

57
27
33

31
12
19

19
9
10

Пешеход в возрасте до 7 лет без сопровождения взрослого

26

36

37
6
35

26
1
26

19
1
18

17
1
16

10
0
10

14
3
11

16
1
15

9
1
8

8
0
8

8
3
5

4
0
4

Иные нарушения ПДД пешеходами

226

222

330
90
146

236
105
135

386
172
228

350
164
195

336
143
203

342
155
192

306
151
165

243
117
131

177
84
97

153
68
85

142
57
88

 

ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИТИКА
RESEARCH AND ANALISES

To the top

Основные индикаторы дорожной безопасности в крупных городах Республики Беларусь
Е.Н. Кот, канд. техн. наук, Белорусский национальный технический университет, Минск ( Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript )

Рассмотрены тенденции изменений показателей дорожной безопасности в крупных городах Республики Беларусь за 2002-2015 г.
В Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, принятой в 2006 г., основным количественным целевым индикатором было уменьшение числа погибших в ДТП в 2015 г. на 500 человек. Разработка и реализация системы действий позволила достигнуть установленного значения через 5 лет, а к 2015 г. число ДТП с пострадавшими (погибшими или ранеными) в Беларуси удалось сократить на 50% в сравнении с 2006 г., число погибших в них - на 1062 человека (-62%) (рис. 1).

За последние 15 лет около трети всех ДТП с пострадавшими в Беларуси зафиксировано в 6 самых больших городах (рис. 2). Столица Беларуси г. Минск (1960 тыс. чел.) относится к крупнейшим городам и является центром одноименной области. Остальные областные центры относятся к категории крупных городов: г. Гомель (население 512 тыс. чел.), г. Витебск (372 тыс. чел.), г. Могилев (371 тыс. чел.), г. Гродно (356 тыс. чел.), г. Брест (330 тыс. чел.). Суммарно в областных центрах Беларуси в настоящее время проживает 40% населения страны (в 2002 г. - 35%), в том числе в Минске - 20%.

Доля погибших в ДТП как в г. Минске, так и в крупных городах примерно в три раза ниже, чем доля проживающего в них населения (табл. 1). Основные причины - более низкая скорость движения в населенных пунктах, более высокий уровень организации дорожного движения, а также лучшие условия оказания медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП в крупных городах.

Изменение основных показателей дорожной аварийности в Республике Беларусь за 10-летний период.

Рис. 1 - Изменение основных показателей дорожной аварийности в Республике Беларусь за 10-летний период.

 


Изменение числа ДТП с пострадавшими за 2002 - 2015 гг. в Республике Беларусь в целом и в городах с населением более 300 тыс. жит.
Рис. 2 - Изменение числа ДТП с пострадавшими за 2002 - 2015 гг. в Республике Беларусь в целом и в городах с населением более 300 тыс. жит.

Таб. 1 - Удельные показатели аварийности в г. Минске и крупных городах.


Показатель
Год

г. Минск

Группа крупных городов

2002

2006

2015

2002

2006

2015

Доля в численности населения Беларуси, %

18

19

20

17

19

20

Доля в количестве ДТП с пострадавшими. %

16

15

17

14

15

17

Доля в числе погибших в ДТП, %

7

6

6

6

5

8

Доля в числе раненых в ДТП, %

18

16

17

18

16

15

За период после 2006 г. количество ДТП с пострадавшими уменьшилось в г. Минске на 698 (на 50%), в группе крупных городов - на 481 (41%, рис. 2). При этом снижение показателя в г. Минске происходило с большей интенсивностью, и в 2015 г. впервые он оказался ниже, чем в группе крупных городов.

ДОКУМЕНТЫ
DOCUMENTS

To the top

КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

(постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2006 № 757 с изменением от 18.10.2012 № 947 и от 17.08.2016 № 642)

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Концепция обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь (далее - Концепция) разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. N 551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 189, 1/6961) и Законом Республики Беларусь от 17 июля 2002 года "О дорожном движении" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 85, 2/881).
2. Концепцией определяются основные направления повышения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, меры по сокращению уровня аварийности на дорогах, снижению тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, в том числе по уменьшению числа погибших и травмированных, минимизации загрязнения окружающей среды и влияния других негативных факторов, связанных с дорожным движением.
3. Дорожное движение отличается повышенной опасностью и содержит следующие основные угрозы:
3.1. физическую и имущественную, проявляющиеся в совершении дорожно-транспортных происшествий, приводящих к гибели и травматизму людей, повреждению транспортных средств, грузов, дорожных сооружений, иного имущества;
3.2. экологическую, проявляющуюся в загрязнении механическими транспортными средствами окружающей среды, повышенном шуме и других факторах, приносящих вред здоровью людей, государству и обществу;
3.3. социальную, проявляющуюся в преднамеренном нарушении законодательства участниками дорожного движения, их агрессивном и неадекватном поведении на дорогах, недовольстве граждан состоянием дорог и организацией дорожного движения, действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, осуществляющих управление и государственный контроль в области дорожного движения и обеспечения его безопасности;
3.4. экономическую, проявляющуюся в неоправданных остановках и перепробеге транспортных средств, перерасходе топлива механическими транспортными средствами, задержках на дороге участников дорожного движения.

ГЛАВА 2
ЦЕЛЬ КОНЦЕПЦИИ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

4. Целью Концепции является создание условий для максимальной защищенности участников дорожного движения, снижение общих потерь в дорожном движении не менее чем на 25 процентов в 2015 году по сравнению с 2005 годом, в том числе сокращение не менее чем на 500 человек числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях, и не менее чем на 20 процентов к 2020 году по сравнению с 2015 годом с сокращением общего уровня дорожно-транспортного травматизма.
5. Основными направлениями повышения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь являются:
5.1. достижение наиболее полного соответствия транспортных средств, дорожной инфраструктуры и организации дорожного движения потребностям общества;
5.2. повышение эффективности управления и государственного контроля в области дорожного движения и обеспечения его безопасности;
5.3. построение государственной идеологии управления дорожным движением, основанной на повышении безопасности дорожного движения и соблюдении прав и свобод граждан в этой сфере;

To the top