ISO БПИ – БГПА - БНТУ

Университет

Одно окно

Услуги

Обучение иностранных граждан

Работодателям

Факультеты

Автотракторный факультет

Кафедра "Автомобили"

Адрес: 220013 г. Минск, ул. Я. Коласа, 12, 4-й этаж 8-го корпуса, a. 413
Тел.: (8-017) 292-82-05
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Факультеты

КАФЕДРЫ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

О кафедре

logotip_autos

Инженеров автомобильной специальности начали готовить в Белорусском политехническом институте (БПИ) с предвоенного 1940 г. В этом году при механическом факультете было открыто автомобильное отделение с профилирующей кафедрой "Автомобили". Для организации работы кафедры пригласили доцента Московского автомеханического института (МАМИ) Фалькевича Б.С.

После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 г., кафедра возобновила свою работу.

В 1946 – 1950 г.г. кафедру возглавил Вейс Ю.А. – ученый в области машиноведения и механизации сельского хозяйства, академик Академии наук БССР.

До 1951 года подготовка инженеров специальностей "Автомобили и автомобильное хозяйство" и "Механизация сельского хозяйства" велась на механическом факультете БПИ. В 1951 г. был организован автотракторный факультет. Именно в это время в связи с вводом в действие в Минске крупнейших машиностроительных заводов (автомобильного, тракторного, мотовелозавода) возникла острая необходимость в подготовке высококвалифицированных специалистов по автомобилестроению, тракторостроению и эксплуатации автомобильного транспорта.

В 1951 – 1973 г.г. кафедру возглавлял Цитович И.С. – ученый в области транспортного машиностроения, член-корреспондент Академии наук БССР.

При Цитовиче И.С. дальнейшее развитие получили лаборатории кафедры, ее испытательная база.

falkevich veis tcitjvich
Фалькевич Б.С. Вейс Ю.А. Цитович И.С.

В 1957 г. в связи с быстрым развитием автотракторной промышленности в республике при кафедре была организована Проблемная научно-исследовательская лаборатория автомобилей (ПНИЛА). Её  первым научным руководителем был Цитович И.С., а заведующими в различное время были Островерхов Н.Л., Янчук Е.М., Дзюнь В.А., Бутусов Г.Ф., Черванев А.Д., Лебедев М.С., а с 2016 года – Дмитриев А.Б.

Под руководством Цитовича И.С. в ПНИЛА был предложен проект грузовых автомобилей, тракторов и тепловозов, разработан ряд нормалей для расчета трансмиссий автомобилей на ЭВМ, которые использовались конструкторскими бюро ряда автомобильных и тракторных заводов (МАЗ, БелАЗ, МоАЗ, КрАЗ, МТЗ, ВгТЗ, ХТЗ и др.).

Работа кафедры проводится в тесном сотрудничестве с инженерно-конструкторскими службами Минского автомобильного и тракторного заводов, Белорусского автомобильного завода в г. Жодино. Кафедра поддерживала также тесные связи с заводами СССР: автомобильными – Кременчугским, Уральским, Горьковским, Запорожским, заводом им. Лихачёва (ЗИЛ), Московским заводом малолитражных автомобилей (МЗМА) и тракторными: МТЗ, ХТЗ, ЧТЗ, ВгТЗ, ЛТЗ и Алтайским тракторным заводом.

В 1973 – 1989 г.г. кафедру возглавлял Гришкевич А. И. – ученый в области автомобилестроения.

В 1974 г. при непосредственном участии работников кафедры было создано первое в Республике учебно-научно-производственное объединение "МАЗ – БПИ". Ведущее место в объединении занимала конструкторская секция.

В целях улучшения системы подготовки инженерных кадров для автомобилестроения в сентябре 1975 г. приказом Министров автомобильной промышленности СССР, высшего и среднего образования БССР на МАЗе была создана кафедра "Большегрузные автомобили", являющаяся структурным учебно-научным подразделением автотракторного факультета БПИ, которая тесно взаимодействовала с кафедрой "Автомобили". В работе кафедры приняли участие ведущие специалисты завода. В 1999-2000 г.г. на базе кафедры «Большегрузные автомобили» были организованы две кафедры: одна с прежним названием – при Научном центре проблем механики машин НАН Беларуси, а другая – «Автотранспортные средства МАЗ» - при Минском автомобильном заводе.

В 2011 г. кафедра «Большегрузные автомобили» получила наименование «Большегрузные автомобили и автопоезда». Кафедра работала на базе Объединенного института машиностроения НАН Беларуси до 2013 года.

Бессменным ее руководителем являлся Герой Беларуси, директор ОИМ НАН Беларуси, академик, д.т.н., профессор, лауреат Государственных премий СССР и БССР, Заслуженный деятель науки и техники БССР, Заслуженный работник промышленности СССР Высоцкий Михаил Степанович. Образование кафедры на МАЗе с привлечением к ее работе высококвалифицированных специалистов завода позволило сблизить учебный процесс с запросами производства, улучшить качество подготовки будущих инженеров, привить им навыки практической работы в коллективе завода.

С января 1990 г. по май 2015г. кафедрой "Автомобили" руководил Руктешель О. С. – ученый в области автоматизации управления узлами и агрегатами автомобиля.

В 2002 году специальность Т 04 06 00 – "Автомобили" была преобразована  в специальность  1-37 01 02  "Автомобилестроение", а Белорусская государственная политехническая академия  – в Белорусский национальный технический университет (БНТУ).

Заведующими учебной лабораторией кафедры в разное время работали И.И. Сверчинский, В.В. Бобровский, С.Г. Якутович, а с 2016 года – А.И. Дайнеко.

В 2004 году  создан Международный Электронный Журнал по вопросам автомобилестроения, практикуются защиты студентами специальности курсовых проектов, выполненных во всемирной сети Internet.

В 2005 году ПНИЛА была преобразована в Научно-исследовательскую и испытательную лабораторию транспортных средств (НИИЛ ТС), а её научным руководителем назначен заведующий кафедрой «Автомобили» Руктешель О.С.

С 2008 года в рамках специальности "Автомобилестроение" ведется подготовка инженеров по направлениям: 1-37 01 02-01 "Автомобилестроение (механика)" и "1-37 01 02-02 Автомобилестроение (электроника)". Подготовка инженеров по направлению 1-37 01 02-01 "Автомобилестроение (механика)", осуществляется по двум специализациям: 1-37 01 02 01 "Грузовые автомобили" и 1-37 01 02 04 "Автоматизированное проектирование автомобилей". По данному направлению студенты обучаются по дневной и заочной формам получения образования, а по направлению "Автомобилестроение (электроника)" по дневной.

Обучаться по направлению "Автомобилестроение (электроника)" и специализации "Автоматизированное проектирование автомобилей" предлагается лучшим по успеваемости студентам после окончания соответственно 3-го и 4-го курсов.

Кафедра "Автомобили" 70 лет готовит специалистов для автомобильной    промышленности. Выпускниками кафедры на 75…80% укомплектованы конструкторско-экспериментальные службы МАЗа, БелАЗа и МЗКТ.

С мая 2015 года кафедру «Автомобили» возглавляет Юрий Дмитриевич Карпиевич – специалист в области анализа и синтеза микропроцессорных систем автоматического управления и бортового диагностирования технического состояния колесных и гусеничных машин, доктор технических наук, автор более 130 научных работ. Результаты его исследований успешно внедрены на Минском автомобильном заводе.

 

grishkevich rukteshell
karpievich1
Гришкевич А.И. Руктешель О.С. Карпиевич Ю.Д.

 

Кафедра "Автомобили" (2016): 

kafedra_automobil

 

Международное сотрудничество кафедры «Автомобили»

Кафедра поддерживает тесные связи с родственными кафедрами и вузами СНГ: МГТУ им Н.Э. Баумана, Московской государственной академией автомобильного и тракторного машиностроения (МАМИ), Московским государственным автодорожным университетом (МАДИ), Львовским государственным политехническим университетом, Центральным автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ), Санкт-Петербургским государственным архитектурно-строительным университетом (бывший ЛИСИ) и др.

Кафедра также сотрудничает с вузами дальнего зарубежья: Гиринским технологическим университетом (г. Чаньчун, КНР), Свентокшиской политехникой (г. Кельце, Польша), Техническим  университетом (г. Русе, Болгария), Люблинской политехникой (г. Люблин, Польша).

Работники кафедры «Автомобили» являются членами международных обществ автомобильных инженеров (FISITA, SAE и др.). Они принимают участие во Всемирных автомобильных конгрессах и конференциях, проводимых под патронажем FISITA, на которых выступают с докладами и презентациями. Совершенствуют свои профессиональные навыки во время научных визитов в иностранных университетах в рамках программ международных обменов Германской службы академических обменов (DAAD) и FISITA.

Сотрудники

Профессорско-преподавательский состав кафедры

 

Карпиевич
Юрий Дмитриевич

karpievich

Заведующий кафедрой

доктор технических наук, доцент

Направление деятельности:

Анализ и синтез микропроцессорных систем автоматического управления и бортового диагностирования технического состояния колесных и гусеничных машин

Контакты: тел: 8(017) 292 82 05 

e-mail:  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Карпиевич Юрий Дмитриевич — специалист в области анализа и синтеза микропроцесссорных систем автоматического управления и бортового диагностирования технического состояния колесных и гусеничных машин. После окончания в 1987 году автотракторного факультета БПИ по специальности «Автомобили и тракторы» работал инженером-конструктором, инженером-конструктором 3-ей категории Минского конструкторско-технологического экспериментального института автомобильной промышленности. В 1989-1992 гг. — аспирант Белорусской государственной политехнической академии (БГПА). В 1992-2012 гг. — младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник и заведующий сектором Проблемной научно-исследовательской лаборатории автомобилей БНТУ.

С 2012 г. — заведующий кафедрой «Тракторы и автомобили» Белорусского государственного аграрного технического университета. С 2005 г. — профессор кафедры «Тракторы» БНТУ по совместительству. Член совета по защите диссертаций при БНТУ, экспертного совета ВАК Республики Беларусь по техническим наукам. Кандидат технических наук (1994), доктор технических наук (2004), доцент (2008). Награжден грамотами БНТУ и БГАТУ.

Автор более 130 научных работ, в том числе двух монографий, пяти патентов и двух учебно-методических работ.

1 Карпиевич, Ю.Д. Бортовое диагностирование тормозных систем автомобилей / Ю.Д. Карпиевич. – Минск: УП "Технопринт", 2002. – 220 с.

2 Карпиевич, Ю.Д. Роль и место диагностирования машин при их технической эксплуатации / Ю.Д. Карпиевич, В.А. Опанович // Вестник БНТУ. – Минск, 2011. – № 2. – С.51 – 54.

3 Карпиевич, Ю.Д. Технология диагностирования машин / Ю.Д. Карпиевич, В.А. Опанович // Наука и техника. – Минск, 2012. – № 2. – С.45 – 52.

4 Карпиевич, Ю.Д. Работа трения как интегральный показатель степени износа фрикционных дисков гидроподжимных муфт коробок передач / Ю.Д. Карпиевич, В.Б. Ловкис, И.И. Бондаренко // Наука и техника. – Минск, 2014. – № 2. – С.32 – 35.

5 Карпиевич, Ю.Д. Бортовой мониторинг степени выработки ресурса моторного масла колесных и гусеничных машин / Ю.Д. Карпиевич, Н.Г. Мальцев, И.И. Бондаренко // Наука и техника. – Минск, 2014. – № 4. – С.10 – 14.

6 Карпиевич, Ю.Д. Уровень информационного сигнала от датчика линейного перемещения поршня гидроподжимной муфты коробки передач как показатель степени ее износа и величины остаточного ресурса / Ю.Д. Карпиевич, И.И. Бондаренко // Наука и техника. – Минск, 2015. – № 4. – С.51 – 56.

7 Карпиевич, Ю.Д. Бортовое диагностирование степени износа фрикционных дисков гидроподжимных муфт коробок передач тракторов "Беларус" / Ю.Д. Карпиевич, А.Г. Баханович, И.И. Бондаренко // Научно-практический журнал "Новости науки и технологии". – Минск, 2015. – № 4 (35). – С. 9 – 11

Результаты разработок внедрены на Минском автомобильном заводе.

Автобиография Карпиевича Ю.Д. опубликована в энциклопедиях: - «Кто есть кто в Республике Беларусь» - Минск, Энциклопедикс, 2009. – С.98;

- «Регионы Беларуси» в 7-томах. Том 1 «Брестская область» в 2-х книгах – Минск, Белорусская энциклопедия, 2009. – Книга 1-я, - С.449.

Руктешель
Олег Степанович

rukteshel

Профессор

д.т.н., профессор

Направление деятельности:

Автоматизация управления силовым агрегатом автомобиля

Контакты:8(017) 292 82 05,  8(017) 293 92 68

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Руктешель Олег Степанович — специалист в области автоматизации управления силовыми агрегатами автомобилей. После окончания в 1963 году автотракторного факультета БПИ по специальности «Автомобили и тракторы» работал инженером-конструктором в отдельном конструкторском бюро Минского тракторного завода. В 1965-1968 гг. – аспирант БПИ. С 1968 г. – ассистент кафедры «Автомобили», с 1972 г. – доцент, с 1988 г. – профессор, с 1990 г. – заведующий кафедрой. Кандидат технических наук (1970), доктор технических наук (1987).

Им внесен весомый вклад в теорию эксплуатационных свойств автомобиля, теорию оптимального функционирования силовых агрегатов автотранспортных средств, теорию анализа и синтеза микропроцессорных систем автоматического управления ступенчатыми трансмиссиями. Разработаны единые принципы, методология и алгоритмы автоматизированного проектирования высокоэффективных систем автоматического переключения передач автотранспортных средств.

За разработку технических требований к автоматической системе управления трансмиссией автомобиля, а также алгоритмов и законов переключения передач награжден Советом выставки достижений народного хозяйства Беларуси дипломом II степени.

О.С. Руктешелем опубликовано свыше 240 научных работ, в том числе 3 монографии, две из которых переведены на китайский язык и изданы в КНР, 4 учебника, получено 13 авторских свидетельств на изобретения; подготовлено 8 кандидатов и 2 доктора технически наук.

В 1995 г. избран действительным членом (академиком) Международной академии информационных процессов и технологий. Председатель Учебно-методического объединения вузов республики в области транспорта и транспортной деятельности.

В настоящее время работает на кафедре «Автомобили» в должности профессора.

Изданы работы:

Руктешель, О.С. Адаптивный алгоритм трогания с места в автоматическом режиме управления силовым агрегатом автопоезда/ О.С. Руктешель, В.А. Кусяк, А.В. Белевич, В.И. Луцкий // Сборник научных трудов «Актуальные вопросы машиноведения»: ISSN 2306-3084. – 2014. – Вып. 3. – С. 106–110

Руктешель О.С. Автоматизированная коробка передач грузового автомобиля / О.С. Руктешель, В.А. Кусяк, С.А. Сидоров // Инженер-механик: ISSN 2227-1031 – 2014. – № 2(63). – С. 14-18.

Руктешель, О.С. Сравнительные показатели коробок передач грузовых автомобилей / О.С. Руктешель, В.Л. Соломахо, В.А. Кусяк, А.А. Филимонов  // Грузовик &. – 2006. – № 12. – С. 21–27.

Руктешель, О.С. Стендовые испытания автоматизированной системы переключения передач транспортного средства / О.С. Руктешель, В.Л. Соломахо, В.А. Кусяк, А.А. Филимонов, Г.С. Озеров, И.Н. Ефимчик  // Мехатроника. Автоматизация. Управление. – 2008. – № 5. – С. 45–48.

Бусел
Борис Устинович

busel

Доцент

к.т.н., доцент
Направление деятельности:

Карьерные самосвалы (подвеска, трансмиссия, испытания)

Контакты8(017) 292 82 05, 8(017) 293 92 89

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Бусел Борис Устинович — специалист в области испытаний и оптимизации параметров трансмиссий и систем подрессоривания карьерных самосвалов.После окончания в 1970 г. Ленинградского военномеханического института работает в БПИ-БГПА-БНТУ в Проблемной НИЛ автомобилей: инженер, старший инженер, старший научный сотрудник, заведующий НИЛ. В 1977 году защитил кандидатскую диссертацию. Научное направление до 1984 года — исследование и расчет динамических процессов в трансмиссии и подвеске грузовых автомобилей и разработка методик форсированных полигонных испытаний грузовых автомобилей. С 1984 года научное направление — динамические процессы в системе подрессоривания и ходовой системе карьерных самосвалов и разработка методик форсированных испытаний карьерных самосвалов. С 2000-х годов научное направление — разработка алгоритмов работы систем контроля загрузки, защиты конструкции от динамических нагрузок и оценки дорожных условий для карьерных самосвалов. Имеет более 130 опубликованных работ. С 1988 года — доцент кафедры «Автомобили». Преподает дисциплины «Проектирование автомобиля», «Проектирование ходовых систем автомобилей», «Транспортные средства и их эксплуатационные качества», «Электронные системы ходовой части автомобиля».

Изданы работы:

Бусел, Б.У. Механико-математические основы алгоритма работы системы контроля загрузки карьерного самосвала/ Б.У. Бусел // Современные проблемы проектирования автомобилей. Материалы Международной научно-технической конференции, посвященной 75-летию кафедры "Автомобили" / 29–30 октября 2015 г. / Белорусский национальный техн. ун-т; редкол.: Ю.Д. Карпиевич, Б.У. Бусел. – Минск: БНТУ, 2015. – С. 86–89.

Бусел, Б.У. Методика расчета демпфирующей системы пневмогидравлического цилиндра и моделирование стендовых испытаний этой системы / Б.У. Бусел // Наука – образованию, производству, экономике: материалы Десятой Междунар. науч.-техн. конф., Минск: в 3 т. / Белорусский национальный техн. ун-т; редкол.: Б.М. Хрусталев, Ф.А. Романюк, А.С. Калиниченко. – Минск: БНТУ, 2012. – Т. 1. – С. 129.

Бусел, Б.У. Моделирование процесса погрузки карьерного самосвала / Б.У. Бусел // Наука – образованию, производству, экономике: материалы Девятой Междунар. науч.-техн. конф., Минск: в 3 т. / Белорусский национальный техн. ун-т; редкол.: Б.М. Хрусталев, Ф.А. Романюк, А.С. Калиниченко. – Минск: БНТУ, 2011. – Т. 1. – С. 216.

Дыко
Геннадий Александрович

diko

Доцент

к.т.н., доцент

Направление деятельности:

Надёжность трансмиссий, автоматизация и проектирования автомобилей

Контакты8(017) 292 82 05, 8(017) 292 75 45

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Дыко Геннадий Александрович — специалист в области надежности приводов машин и автоматизированного проектирования автомобилей. Окончил Белорусский политехнический институт в 1978 году по специальности «Автомобили и тракторы». В 1978-1992 гг. работал в институте проблем надежности и долговечности машин АН БССР инженером, научным сотрудником. В 1990 г. защитил кандидатскую диссертацию. С 1992 г. преподает на кафедре «Автомобили» БНТУ. С 1994 г. доцент кафедры. Научно-педагогический стаж 30 лет. Автор более 60 научных трудов, в том числе патентов, статей в научных журналах. Регулярно выступает с докладами на научно-технических конференциях, является исполнителем научно-исследовательских тем в области автомобилестроения, постоянно руководит научной работой студентов. Разработал более 20 учебно-методических пособий для студентов. Преподает дисциплины «Основы проектирования автомобилей», «Автоматизация проектирования автомобилей», «Особенности проектирования автомобилей особо большой мощности».

Изданы работы:

Дыко Г.А., Михайлов В.В., Ишин Н.Н. и др. Моделирование динамических процессов в планетарных редукторах мотор-колес карьерного самосвала при трогании и разгоне./ Журнал «Наука и техника», Минск, 2012, №4.

Дыко Г.А., Михайлов В.В., Басалаев В.Н. Способ аварийного торможения мобильной машины./ Патент РБ на изобретение №16501 от 2012/07/05.

Дыко Г.А., Поляков В.И. Оценка прочности верхней части кузова автобуса расчетным методом. Современные проблемы проектирования автомобилей/ материалы междунар. / НТК к 75-летию кафедры Автомобили, Минск, БНТУ, 2015  БНТУ, 2015. – С. 86–89.

Кусяк
Виктор Анатольевич

kusiak

Доцент

к.т.н., доцент

Направление деятельности:

Автоматизация силового агрегата

Контакты8(017) 292 82 05

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Кусяк Виктор Анатольевич — специалист в области проектирования мехатронных систем управления силовым агрегатом автотранспортных средств. Окончил Белорусскую государственную политехническую академию в 1995 году по специальности «Автомобиле- и тракторостроение». С 1995 по 1998 год — аспирант Белорусской государственной политехнической академии. С 1999 по 2001 год — ассистент кафедры «Автомобили». В 2000 году защитил кандидатскую диссертацию. С 2003 года — доцент кафедры «Автомобили» БНТУ. Автор более 85 научных работ, 1 монографии и 1 изобретения. Член международного автомобильного общества SAE International, США.

Преподает дисциплины «Основы планирования экспериментов», «Экологическая безопасность автомобилей», «Электронные системы управления силовым агрегатом автомобиля».

Изданы работы:

Кусяк, В.А. Проектирование автоматизированных мехатронных систем управления силовым агрегатом грузовых автомобилей и автопоездов: монография // В.А. Кусяк, О.С. Руктешель // Минск: БНТУ, 2015. – 296 с.

Кусяк, В.А. Исследование влияния частоты ШИМ-сигнала на диапазон управления исполнительным механизмом сцепления / В.А. Кусяк // Вести Нац. акад. навук Беларусі. Сер. фіз.-тэхн. навук. – 2014. – № 2. – С. 33–38.

Адаптивный алгоритм трогания с места в автоматическом режиме управления силовым агрегатом автопоезда/ О.С. Руктешель, В.А. Кусяк, А.В. Белевич, В.И. Луцкий // Сборник научных трудов «Актуальные вопросы машиноведения»: ISSN 2306-3084. – 2014. – Вып. 3. – С. 106–110.

Сидоров
Сергей Алексеевич

sidorov

Доцент

к.т.н., доцент

Направление деятельности:

Испытания транспортных средств, сертификация и моделирования узлов транспортных средств

Контакты: 8(017) 296 66 55

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сидоров Сергей Алексеевич — специалист в области испытаний и сертификации транспортных средств, моделирования их узлов. В 1998 г. с отличием окончил автотракторный факультет БНТУ по специальности «Автомобиле- и тракторостроение». Был распределён в Проблемную НИЛ автомобилей научно-исследовательской части Белорусской государственной политехнической академии. Работая в должности инженера, не переставал заниматься научноисследовательской деятельностью. В 1998 году поступил в аспирантуру БГПА на кафедру «Автомобили» на очную форму обучения. С 2001 г. работал в должности ассистента кафедры «Автомобили», с 2007 г. работает в должности доцента. В 2006 году защитил кандидатскую диссертацию. В 2014 году присвоено ученое звание доцента. Стаж научно-педагогической работы составляет 14 лет. Является автором (соавтором) более 30 научных работ, из них 6 — учебно-методические пособия, 10 — статьи.

Изданы работы:

Дуплексный привод для мехатронной системы управления сухим фрикционным сцеплением / Кусяк В.А., Сидоров С.А., Белевич А.В. // Наука и техника: ISSN 2227-1031 – 2013. – № 3. – С. 33–37.

Автоматизированная коробка передач грузового автомобиля / О.С. Руктешель, В.А. Кусяк, С.А. Сидоров // Инженер-механик: ISSN 2227-1031 – 2014. – № 2(63). – С. 14-18.

Управление порошковым электромагнитным тормозом на основе широтно-импульсной модуляции / В.А. Кусяк, С.А. Сидоров, А.А. Бунчук, А.С. Селюк // Материалы III международной научно-практической конференции «Инновационные технологии, автоматизация и мехатроника в Машино- и приборостроении», Минск, 4 февраля 2015 г. / МинскЭкспо в рамках выставки «Автоматизация, электроника -2015». – Минск, 2015. – С. 61-62.

Михальцевич
Николай Романович

mihaltsevich

Старший преподаватель

Направление деятельности:

Управление торможением мобильных транспортных средств

Контакты8(017) 292 82 05

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Михальцевич Николай Романович — специалист в области управления торможением мобильных транспортных средств. После окончания с золотой медалью средней школы в 1996 г. поступил в БНТУ. В 2001 г., после окончания автотракторного факультета по специальности «Автомобили», поступил в аспирантуру на кафедру «Автомобили». С 2004 г. работает ассистентом кафедры «Автомобили», с 2013 г. — старшим преподавателем. Стаж научно-педагогической работы составляет 11 лет. Является автором 19 научных работ и 4 патентов на изобретение. Преподает дисциплины «Конструкция автомобилей», «Проектирование систем управления автомобиля», «Проектирование автомобиля», «Электронные системы ходовой части автомобиля», «Особенности проектирования одноколейных транспортных средств». Активно занимается учебно-методической работой. Участвует в выполнении научно-исследовательских работ по госбюджетным программам. Руководит научно-исследовательской работой студентов. Член организаций SAE и FISITA. Принимал неоднократное участие в конференциях FISITA и EAEC.

Изданы работы:

Моделирование управления торможением мотоцикла. Конференция SAE, 2004 год Авторы: Валентин Иванов, Николай Михальцевич, Борис Широков.

Моделирование процесса торможения мотоцикла, используя полунатуральное моделирование. FISITA 2008 Автор Николай Михальцевич

Моделирование процесса торможения двухколесного транспортного средства. А.Г.Баханович, Н.Р. Михальцевич  Новости науки и технологий, ISSN 2075-7204, №2, 2015 г.

Филимонов
Анатолий Альбертович

filimonov

Старший преподаватель

Направление деятельности:

Автоматизация управления силовым агрегатом

Контакты: 8(017) 292 82 05

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Филимонов Анатолий Альбертович — специалист в области  автоматизации управления силовым агрегатом транспортных средств. В 1999 г. с отличием окончил Белорусскую государственную политехническую академию по специальности «Автомобилестроение». После учебы в аспирантуре, с 2002 г., работает на кафедре «Автомобили» ассистентом, старшим преподавателем. Отмечен благодарностью БНТУ. Участвовал в выполнении научно-исследовательских работ по государственным научно-техническим программам «Белавтотракторостроение», «Машиностроение». Автор более 30 печатных работ, в том числе 12 научных статей в отечественных и зарубежных изданиях, одного изобретения, двух учебно-методических пособий. Преподает дисциплины «Конструкция автомобилей», «Автомобили». Активно занимается учебно-методической работой.

Изданы работы:

Filimonov А. Real-time modeling for gear change control strategy research / A. Filimonov, V. Kusyak, // FISITA 2010: International congress of heavy vehicles, road trains and urban transport. Book of papers. –Minsk: BNTU, 2010. – pp. 59-66

Руктешель, О.С. Сравнительные показатели коробок передач грузовых автомобилей / О.С. Руктешель, В.Л. Соломахо, В.А. Кусяк, А.А. Филимонов  // Грузовик &. – 2006. – № 12. – С. 21–27.

Руктешель, О.С. Стендовые испытания автоматизированной системы переключения передач транспортного средства / О.С. Руктешель, В.Л. Соломахо, В.А. Кусяк, А.А. Филимонов, Г.С. Озеров, И.Н. Ефимчик  // Мехатроника. Автоматизация. Управление. – 2008. – № 5. – С. 45–48.

Галямов
Павел Маратович

galiamov

Старший преподаватель
к.т.н.

Направление деятельности: Электропривод мобильных машин

Контакты8(017) 292 82 05

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Галямов Павел Маратович — специалист в области электроприводов мобильных машин. В 2004 году с отличием окончил БНТУ по специальности «Городской электрический транспорт» с присвоением квалификации инженер-электро-механик. Магистр технических наук с 2005 г., кандидат технических наук с 2012 г. На кафедре «Автомобили» БНТУ работает с 2008 года в должности ассистента. Преподает дисциплины «Автомобили», «Автоматика», «Компьютерные модели автомобилей», «Электронные системы ходовой части автомобилей», «Электрооборудование автомобилей». Автор 20 опубликованных работ, в том числе в изданиях перечня ВАК Беларуси и России, имеет патенты на изобретение и полезную модель.

Изданы работы:

Галямов, П.М. Система управления тяговым электродвигателем, снижающая динамическую нагруженность трансмиссии троллейбуса / П.М. Галямов, А.Г. Ярусов // Автомобильная промышленность. – 2008. – № 5. – С. 14–18.

Галямов, П.М. Динамика трогания троллейбуса с адаптивной системой управления тяговым электродвигателем / П.М. Галямов, В.Б. Альгин, С.И. Заиченко // Механика машин, механизмов и материалов. – 2009. – № 1(6). – С. 34–40.

Галямов, П.М. Снижение динамической нагруженности трансмиссии троллейбуса МАЗ 103Т путем совершенствования тиристорно-импульсной системы управления тяговым электродвигателем / П.М. Галямов // Современные проблемы проектирования автомобилей. Материалы Международной научно-технической конференции, посвященной 75-летию кафедры "Автомобили" / 29–30 октября 2015 г. / Белорусский национальный техн. ун-т; редкол.: Ю.Д. Карпиевич, Б.У. Бусел. – Минск: БНТУ, 2015. – С. 44–49.

Калинин 
Никита Владимирович

kalinin

Старший преподаватель

Направление деятельности:

Электропривод мобильных машин

Контакты8(017) 292 82 05

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

Калинин Никита Владимирович — специалист в области электромеханических приводов мобильных машин. Окончил БНТУ в 2009 г. по специальности «Городской электрический транспорт». С 2009 по 2013 гг. — инженер НИЛ тракторов, мобильных систем и оборудования БНТУ. В 2013 году окончил аспирантуру БНТУ по специальности 05.05.03 «Колёсные и гусеничные машины» и перешел на должность ассистента кафедры «Автомобили». Автор 16 научных работ, в том числе отчетов по НИР, выполненных по программам ГНТП «Машиностроение», среди которых математическое моделирование нагруженности рабочих органов трелёвочной машины, расчёты коммунальных машин и системы охлаждения узлов трактора с электромеханической трансмиссией, оптимизация параметров трансмиссий. Преподает дисциплины «Информатика», «Подвижной состав автомобильного транспорта», «Автомобили», «Конструкция автомобиля».

Изданы работы:

Жданович Ч.И., Калинин Н.В. Определение передаточных отношений механической части электромеханической трансмиссии трактора. Наука и техника . 2016;15(1):29-36. DOI:10.21122/2227-1031-2016-15-1-29-36

Zhdanovich C.I., Kalinin N.V. Determination of Transmission Gear Ratio in Mechanical Part of Tractor Electro-Mechanical Power TrainScience & Technique . 2016;15(1):29-36. (In Russ.) DOI:10.21122/2227-1031-2016-15-1-29-36

Жданович Ч.И., Калинин Н.В. Выбор способа регулирования тягового асинхронного электродвигателя трактора и построение механической характеристики. Наука и техника . 2015;(3):60-64.

Zhdanovich C.I., Kalinin N.V. Selection of Method for Regulation of Tractor Propulsion Induction Electric Motor and Construction of Mechanical CharacteristicsScience & Technique . 2015;(3):60-64. (In Russ.)

Жданович, Ч. И. Определение максимального момента на колесах трактора с электромеханической трансмиссией / Ч. И. Жданович, Н. В. Калинин // Проблемы проектирования и развития тракторов, мобильных машин, городского электротранспорта: материалы Междунар. науч.-техн. конф., посвящ. 60-летию кафедры «Тракторы» БНТУ, Минск, 23-24 нояб. 2013 г. / редкол.: В. П. Бойков, Ч. И. Жданович. Минск : БНТУ, 2013. С. 54-59.

Zhdanovich C.I., Kalinin N.V. Determination of Maximum Wheel Torque of Tractor Equipped by Electromechanical Power Train. Problems of Design Engineering Tractors, Currency Public Transport: International Scientific and Technical Conference Dedicated to Sixty Years from Founding of Tractors Department.  Minsk, BNTU, 2013: 54–59.

 

Специальности
Специальность «Автомобилестроение»(1-37 01 02)

В рамках специальности ведется подготовка инженеров по направлениям:

1-37 01 02-01 Автомобилестроение (механика),

1-37 01 02-02 Автомобилестроение (электроника).

Подготовка инженеров по направлению 1-37 01 02-01 «Автомобилестроение (механика)»  осуществляется по двум специализациям:

1-37 01 02 01 Грузовые автомобили;

1-37 01 02 04 Автоматизированное проектирование автомобилей.

autos_02По данному направлению студенты обучаются по дневной и заочной формам получения образования, а по направлению «Автомобилестроение (электроника)» - по дневной.

Срок обучения: дневная форма получения образования – 5 лет, заочная – 6 лет.

Обучаться по направлению «Автомобилестроение (электроника)» и специализации «Автоматизированное проектирование автомобилей» предлагается  лучшим по успеваемости студентам после окончания соответственно 3-го и 4-го курсов.

Особое внимание при обучении по направлению «Автомобилестроение (механика)» уделяется вопросам конструирования, проектирования, испытаний и сертификации автомобильной техники, системам автоматизированного проектирования и производства агрегатов автомобиля, моделированию движения автомобиля, работы его агрегатов и систем, основам эксплуатации автомобиля.

Студенты, обучающиеся по направлению «Автомобилестроение (электроника)», получают также знания по проектированию, программированию, диагностированию, обслуживанию и испытаниям электронных, мехатронных и интеллектуальных автоматизированных систем управления рабочими процессами автомобиля.

Подготовку инженеров по специальности «Автомобилестроение», кроме кафедры «Автомобили», ведут кафедры «Большегрузные автомобили и автопоезда» при НАН Беларуси и «Автотранспортные средства МАЗ» на МАЗе, которые располагают передовой технологической базой, испытательными стендами с программным управлением, современными компьютерными рабочими станциями с необходимым программным обеспечением, лабораторией автоматизированного проектирования и расчетов автомобиля.

Кафедры осуществляют подготовку научных кадров высшей квалификации через магистратуру, аспирантуру и докторантуру.

Выпускники данной специальности получают квалификацию «инженера» и работают на предприятиях по производству большегрузных, среднетоннажных и специализированных автомобилей (МАЗ, БелАЗ, МЗКТ, МАЗ-Купава, МоАЗ), автобусов (АМАЗ, «Опытный завод «Неман»»), автоагрегатных заводах, в научно-исследовательских институтах и лабораториях, фирмах и проектно-конструкторских организациях, занимающихся разработкой, созданием, модернизацией и сертификацией автомобильной техники, где занимают должности инженеров-конструкторов, инженеров-испытателей, инженеров-исследователей, мастеров, пользователей систем автоматизированного проектирования автомобильной техники и научных сотрудников.

 

 


Документы


Ознакомиться с Типовыми учебными планами по специальности 1-37 01 02-01 «Автомобилестроение (механика)» можно· здесь
Ознакомиться с Типовыми учебными планами по специальности 1-37 01 02-02 «Автомобилестроение (электроника)» можно· здесь

НИР и НИРС

Основными научными направлениями кафедры являются:

-  разработка и совершенствование методов моделирования и расчета параметров рабочих процессов основных агрегатов автомобиля;
- испытания узлов и агрегатов автомобиля, в том числе форсированные;
-  разработка путей снижения динамической нагруженности ходовой и несущей систем автомобиля;
- исследования и оптимизация параметров системы автоматизированного управления трансмиссией.

Кафедра участвовала в проведении научных исследований в рамках Государственных научно-технических программ «Машиностроение» - подпрограммы «Белавтотрактростроение», «Карьерная техника». Также с 2009 года работники кафедры участвуют в работах по ГНТП «Защита от чрезвычайных ситуаций».

Профессорско-преподавательский состав кафедры постоянно принимает участие в научно-практических конференциях и международных конгрессах.

Работниками кафедры «Автомобили» совместно с Научно-исследовательской и испытательной лабораторией транспортных средств осуществляют хоздоговорные и госбюджетные НИР по нескольким тематическим направлениям:

- подтверждение соответствия и сертификация автомобильной продукции;
- испытания автотранспортных средств;
-  постановка продукции машиностроения на производство.

Кафедра принимает участие в исследованиях, проводимых Объединенным институтом машиностроения НАН Беларуси.

Активное участие в научно-исследовательской работе принимают студенты кафедры. Ряд студентов выполняют курсовые и дипломные работы с исследовательским уклоном. Более 20 студентов ежегодно участвует в различных республиканских и международных конференциях, в том числе и за рубежом. В октябре 2010 года работники, студенты и магистранты кафедры приняли участие в Международном конгрессе по грузовым машинам, автопоездам и городскому транспорту FISITA, проходившем на базе БНТУ.

При кафедре создано и функционирует Студенческое научно-исследовательское бюро автомобилей (СНИБА), занимающееся проектированием и конструированием спортивных автомобилей.

Кафедра осуществляет подготовку аспирантов по специальности 05.05.03 «Колесные и гусеничные машины», а также магистров по специальности 1- 37 80 01 «Транспорт».

Студентам

В ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ
на кафедре изданы учебно-методические пособия

1. Учебно-методическое пособие по дипломному и курсовому проектированию для студентов специальности "Автомобили". "Проектирование тормозных систем автомобиля." Ч.1. "Тормозная динамика автомобиля. Тормозные механизмы." В.М.Беляев, В.Г.Иванов, Л.А.Молибошко. Минск, 2000г.
СКАЧАТЬ. (формат файла: pdf, объем 1,45 МБ).

2. Учебно-методическое пособие по дисциплине "Компъютерные модели автомобилей" для студентов специальности "Автомобилестроение". "Компъютерные модели автомобилей." Л.А. Молибошко, О.С.Руктешель, Г.А.Дыко. Минск, 2004г.
СКАЧАТЬ. (формат файла: pdf, объем 468 КБ).

3. Учебное пособие по дисциплине "Конструкция автомобилей" для студентов специальности "Автомобилестроение". "Конструкция автомобилей. Трансмиссия." О.С.Руктешель, Г.А.Дыко, Л.А. Молибошко, С.Г.Якутович.
СКАЧАТЬ. (формат файла: pdf, объем 1,16 МБ).

4. Лабораторные работы по дисциплине "Конструкция автомобилей". Для студентов специальностей "Автомобилестроение" и "Техническая эксплуатация автомобилей". "Системы питания бензиновых и газобаллонных двигателей." М.П.Дубровский, В.А.Кусяк, О.С.Руктешель, С.Г.Якутович. Минск, 2005г.
СКАЧАТЬ. (формат файла: pdf, объем 1,67 МБ).

5. Учебно-методическое пособие для студентов специальности "Автомобили", "Эксплуатация транспортных средств", "Организация движения и управление на транспорте" . "Тяговая динамика и топливная экономичнсть автомобиля с механической трансмиссией." О.С.Руктешель, Б.В.Бобровский, М.С.Лебедев, Л.А. Молибошко, С.Г.Якутович. Минск, 2000г.
СКАЧАТЬ. (формат файла: pdf, объем 1,45 МБ).

6. Учебное пособие для студентов специальности "Автомобиле- и тракторостроение". "Методика расчета тягово-скоростных свойств и топливной экономичности автомобиля на стадии проектирования." Д.Е.Вохминов, В.В.Коновалов, В.В.Московкин, В.В.Селифонов, В.В.Серебряков. Москва, 2000.
СКАЧАТЬ. (формат файла: pdf, объем 965 КБ).

7. Автомобили: Испытания. Учебное пособие для вузов. В.М.Беляев, М.С.Высоцкий, М.Х.Гилельс. Под редакцией А.И.Гришкевича. Мн.:, Высш. шк., 1991г.
СКАЧАТЬ. (формат файла: djvu, объем 2,7 МБ).

8. Автомобили: Специализированный подвижной состав. Учебное пособие для вузов. М.С.Высоцкий, А.И.Гришкевич, М.Х.Гилельс. Под редакцией М.С.Высоцкого, А.И.Гришкевича. Мн.:, Высш. шк., 1989г.
СКАЧАТЬ. (формат файла: djvu, объем 3,37 МБ).

9. Автомобили: Теория. Учебник для вузов. А.И.Гришкевич. Мн.:, Высш. шк., 1986г.
СКАЧАТЬ. (формат файла: djvu, объем 1,94 МБ).

10. Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.И.Гришкевича. Мн.:, Высш. шк., 1985г.
СКАЧАТЬ. (формат файла: djvu, объем 4,02 МБ).

11. Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Системы управления и ходовая часть. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.И.Гришкевича. Мн.:, Высш. шк., 1987г.
СКАЧАТЬ. (формат файла: djvu, объем 2,55 МБ).